Школа Активного Гражданина «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)
25.01.202425 января 2024 года в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8-11 классов прошёл единый день информирования «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
На первом этапе ведущий Макареев Николай Александрович актуализировал знания о науке и образовании Республики Беларусь с помощью интерактивной викторины «Мы узнаём», которая дала возможность учащимся активно проявить себя, в том числе используя знания, полученные в ходе мероприятий проекта «ШАГ» в 2021/2022, 2022/2023 учебных годах.
Блок Интерактивная викторина «Мы узнаём»
1. Какова роль образования в современном белорусском обществе?
2. Что означает принцип «образование через всю жизнь»?
3. Какие условия созданы в Республике Беларусь для поддержки одаренной молодежи, молодых ученых?
4. Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает учреждение образования «Национальный детский технопарк»?
- Какая фигура изображена на слайде? Где установлен памятный знак? Какое применение имеет данная фигура в науке и технике?
Далее Николай Александрович предложил учащимся познакомиться с деятелями науки, представителями системы образования, используя презентацию «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования).
ШАГ 2. Макареев Николай Александрович представил учащимся приглашённого гостя – Мартынова Ивана Платоновича, профессора, доктора физико-математических наук, заведующего кафедрой математического анализа.
Учащиеся приглашенному гостю задали следующие вопросы:
- Испытываете ли Вы гордость за свою профессию?
- Считаете ли Вы, что профессия педагога / ученого в современном обществе является особенно важной?
- Расскажите, как долго Вы работаете в сфере образования / науки.
- Что самое трудное в профессии учителя (преподавателя) / ученого?
- Что самое интересное в Вашей профессии?
- Говорят, что каждый учитель (преподаватель) считает свой предмет лучшим. За что Вы полюбили предмет, который преподаете?
- Кого Вы считаете своим главным учителем?
- Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
- Есть ли у Вас примеры, когда Ваши учащиеся (студенты, аспиранты и др.) достигали значительных успехов?
- Где и в чем Вы черпаете вдохновение и силы?
- Как Вы считаете, должен ли учитель (преподаватель) заниматься исследовательской деятельностью?
- Кто или что влияет на выбор научной сферы деятельности?
- Какие навыки и качества необходимы для успешной работы в сфере науки?
- Как вы считаете, какие качества отличают учителя (преподавателя) / ученого – патриота своей родины? Что для Вас означает –быть патриотом своей страны?
- Как вы считаете, какую роль играет образование в патриотическом воспитании молодого поколения?
- Какова роль учреждений образования / научных организаций в формировании активной гражданской позиции молодежи?
- Учитель (преподаватель) / ученый – это профессия, должность или призвание?
- В чем состоит главная задача педагога / ученого? Какими чертами характера он должен обладать?
- Продолжите предложение «Учитель (преподаватель) / ученый – это…». / Современный учитель (преподаватель) / современный ученый. Как Вы можете их охарактеризовать?
- Ваши увлечения, чем любите заниматься в свободное время?
- Если бы перед Вами снова встал выбор, кем быть, поменяли ли бы Вы свою профессию на другую? Почему?
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подвёл итоги.
- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?
– Какова роль образования и науки в жизни современного человека?
– Какова миссия педагогов и ученых в современном обществе?
«Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла … пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного им в поле…Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения…» – писал великий педагог В.А. Сухомлинский.
Учитель (преподаватель)/ученый работает на будущее, создает это будущее, от качества его труда зависит каким оно будет – будущее страны, будущее всего человечества. Поэтому эта профессия одна из самых почетных и ответственных. И посвящают ей жизнь люди, видящие в ней свое призвание, любящие свое дело.
Далее Николай Александрович предложил учащимся описать типичный трудовой день педагога/ученого «Один день из жизни профессионала», используя только существительные.