РУ БЕ EN

Родительский университет

Положение о Родительском университете государственного учреждения образования «Средняя школа № 40 имени В.И.Кремко г. Гродно»

Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь по организации взаимодействия учреждений общего среднего образования с семьёй.

1.Общие положения

1.1. Родительский университет является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. Родительский университет создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 40 имени В.И.Кремко г. Гродно».

1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

  1. Цель и задачи Родительского университета

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

– формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;

– расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;

– повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;

– формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;

– овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

– развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;

– актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;

– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

  1. Организационная структура Родительского университета

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

– для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;

– для родителей учащихся V-IX   классов – «Мой ребёнок – подросток»;

– для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:

– прямые:

лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

– дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

  1. Организация работы Родительского университета

4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей (законных представителей).

4.2. Периодичность заседаний оргкомитета Родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в 2 месяца).

4.3. Руководитель Родительского университета назначается приказом директора из числа квалифицированных педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категорию.

4.4. Руководитель Родительского университета согласует свою деятельность с руководителем учреждения образования и подотчётен ему.

4.5. Заседания Родительского университета оформляются протокольно руководителем либо секретарем.

  1. Ожидаемые результаты

5.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

5.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

5.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.

свернуть

План работы Родительского университета 2024/2025 учебный год (1-4 классы)

План работы Родительского университета

2024/2025 учебный год (1-4 классы)

 

№ п/п

Название темы

Класс

Сроки проведения

Ответственный

1

 

 

 

 

 

 

Тема 1:

«Адаптация учащихся в первом классе»

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

 1 «Г»

 1 «Д»

 

27.08.2024

Жуковская М.И.

Акуцевич А.Г.

Шубзда Т.Н.

Потапович Л.В.

Прецкайло С.В.

Тема 2:

«Режим дня школьника»

18.11.2024

Тема 3:

«Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка»

10.02.2025

Тема 4:

«Положительные эмоции в жизни школьника»

21.04.2025

2

Тема 1:

«Как родители могут помочь ребёнку учиться»

2 «А»

2 «Б»

2 «В»

2 «Г»

2 «Д»

2 «Е»

2 «Ж»

09.09.2024

Князькова И.Л.

Макаревич Н.А.

Коваленко Н.Е.

Дорошкевич О.В.

Жукова Е.В.

Григорович Т.П.

Залевская Т.М.

Тема 2:

«Главные правила здорового образа жизни»

18.11.2024

Тема 3:

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка»

10.02.2025

Тема 4:

«Трудовое воспитание детей в семье»

21.04.2025

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1:

«Значение школьной отметки в жизни ребёнка»

3 «А»

3 «Б»

3 «В»

3 «Г»

3 «Д»

3 «Е»

3 «Ж»

 

10.09.2024

Мисевич М.Ф.

Казакевич И.Э.

Лукашевич М.О.

Кессо О.А.

Романчук М.Э.

Копыцкая В.И.

Гуща Л.И.

Тема 2:

«Психологические и физиологические особенности третьеклассников»

19.11.2024

Тема 3:

«Здоровая семья – здоровый ребёнок»

11.02.2025

Тема 4:

«Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»

22.04.2025

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1:

«Возрастные психофизиологические особенности учащихся четвёртых классов»

4 «А»

4 «Б»

4 «В»

4 «Г»

4 «Д»

 4 «Е»

 4 «Ж»

 

10.09.2024

Новикова Л.В.

Ковалёва Т.В.

Герус Н.А.

Грегуш О.В.

Громыко Е.В.

Беняш А.Ч.

Степанчук Н.В.

Тема 2:

«Как научить своего ребёнка жить в мире людей»

19.11.2024

Тема 3:

«Ребёнок и компьютер»

11.02.2025

Тема 4:

«Книга в жизни школьника»

22.04.2025

 

свернуть

План работы Родительского университета 2024/2025 учебный год (5-9 классы)

План работы Родительского университета

2024/2025 учебный год (5-9 классы)

 

№ п/п

Название темы

Класс

Сроки проведения

Ответственный

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1:

«Адаптация ребёнка в новом коллективе»

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

5 «Г»

5 «Д»

5 «Е»

5 «Ж»

5 «З»

 

29.08.2024

Хоха Н.Н.

Леончик М.И.

Зарецкая Л.И.

Ляхова Н.Н.

Мулица Ю.И.

Теране-Портнова К.Я.

Такшеева Е.М.

Карпук А.В.

Тема 2:

«Ребёнок среди сверстников»

19.11.2024

Тема 3:

«Ваш ребёнок вырос»

11.02.2025

Тема 4: «Меры наказания и поощрения в современной семье»

22.04.2025

2

Тема 1:

«Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи»

6 «А»

6 «Б»

6 «В»

6 «Г»

6 «Д»

6 «Е»

6 «Ж»

6 «З»

6 «И»

10.09.2024

Аниперко Л.П.

Король Т.С.

Трофимов Д.А.

Мармоль М.И.

Войшель В.В.

Середич Р.А.

Григ В.П.

Шавель С.С.

Сычкова-Кылыч А.И.

Тема 2:

«Профилактика проблемного поведения подростков»

 

 

19.11.2024

Тема 3:

«Безопасность подростков в сети Интернет»

11.02.2025

Тема 4:

«Организация летнего отдыха подростков»

22.04.2025

 

3

Тема 1:

«Психологические и физиологические особенности семиклассников»

7 «А»

7 «Б»

7 «В»

7 «Г»

7 «Д»

7 «Е»

7 «Ж»

7 «З»

 7 «И»

7 «К»

12.09.2024

Святловская С.В.

Кумко М.В.

Шишла С.А.

Сцецевич В.А.

Седюкевич И.С.

Панасюк С.С.

Федосенко О.П.

Квасовка И.Л.

Цыбулина Н.Л.

Матюкевич Е.В.

 

 

 

Тема 2:

«Профилактика правонарушений несовершеннолетних»

21.11.2024

Тема 3:

«Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста»

13.02.2025

Тема 4:

«Как повысить учебную мотивацию подростков»

24.04.2025

Тема 1:

«Жизненные цели подростков»

8 «А»

8 «Б»

8 «В»

8 «Г»

8 «Д»

8 «Е»

8 «Ж»

8 «З»

8 «И»

8 «К»

8 «Л»

8 «О»

12.09.2024

Борисовская К.В.

Байко И.Н.

Петревич Л.З.

Юрчик А.В.

Антушевич Н.М.

Рожинская Т.И.

Шумило С.С.

Миклаш А.В.

Казека О.М.

Борис О.Н.

Баранова К.А.

Русинович Е.А.

Тема 2:

«Как  уберечь подростка от насилия»

21.11.2024

4

Тема 3:

«Осторожно: суицид»

13.02.2025

Тема 4:

«Культура поведения в конфликтных ситуациях»

24.04.2025

Тема 1:

«Портрет современного подростка»

9 «А»

9 «Б»

9 «В»

9 «Г»

9 «Д»

9 «Ж»

9 «И»

9 «К»

9 «Л»

9 «М»

9 «Н»

9 «О»

9 «Я»

11.09.2024

Строганова В.В.

Жидок С.А.

Беласик Н.В.

Кучинская О.В.

Смолина Ю.В.

Чечётко И.И.

Малова Т.Г.

Давыдик Е.Ю.

Закревская В.В.

Школьная М.А.

Бегунова Е.Г.

Пармоник Д.И.

Таранович Н.Г.

Тема 2:

«Агрессия, её причины и последствия»

20.11.2024

Тема 3:

«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять»

12.02.2025

Тема 4:

«Здоровье – это жизнь»

23.04.2025

 

свернуть

План работы Родительского университета 2024/2025 учебный год (10-11 классы)

План работы Родительского университета

2024/2025 учебный год (10-11 классы)

№ п/п

Название темы

Класс

Сроки проведения

Ответственный

1

Тема 1:

«Здоровье – это жизнь»

10 «А»

10 «Б»

10 «В»

10 «Г»

10 «Д»

10 «Е»

10 «Ж»

10 «З»

09.09.2024

Волощук Н.В.

Давыдик О.В.

Булай М.А.

Коцур Н.Б.

Адолевская О.С.

Блажей С.В.

Давыдик Е.П.

Самойлик И.И.

Тема 2:

«Первая любовь в жизни вашего ребёнка»

18.11.2024

Тема 3:

«Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек»

10.02.2025

Тема 4:

«Как помочь ребёнку обрести уверенность в себе?»

21.04.2025

2

Тема 1:

«Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»

11 «А»

11 «Б»

11 «В»

11 «Г»

11 «Д»

09.09.2024

Смирнова Е.Н.

Новицкая И.А.

Саросек С.В.

Борель Т.М.

Романовская Н.В.

Жилинская В.П.

 

Тема 2:

«Как уберечь ребёнка от зависимостей?»

18.11.2024

Тема 3:

«Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни»

10.02.2025

Тема 4:

«Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?»

21.04.2025

свернуть

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (сентябрь 2024 года)

В сентябре 2024 года для родителей учащихся 1-11 классов проведены мероприятия в рамках проекта «Родительский университет» по следующим темам: «Адаптация учащихся в 1-м классе», «Как родители могут помочь ребёнку учиться», «Значение школьной отметки в жизни ребёнка», «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов», «Адаптация ребёнка в новом коллективе», «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи», «Психологические и физиологические особенности семиклассников»,

«Жизненные цели подростков», «Портрет современного подростка»,

«Здоровье – это жизнь», «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении».

Памятка 1 класс

Памятка 2 класс

Памятка 5 класс

Памятка 6 класс

Памятка 7 класс

Памятка 8 класс

Памятка 11 класс

свернуть

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»

Буклеты и листовки для родителей

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам

1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.
3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью.
11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
·внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
·если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
·если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:
– Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
– Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
– Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
– Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.
Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Говорите ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.

свернуть

Здоровье – это жизнь

«Меры наказания и поощрения в современной семье»

Как правильно хвалить и критиковать ребенка

Рассказываем, чем может быть опасно осуждение действий подростка и как при этом не переборщить с похвалой.

Полезные советы для родителей на семейном образовании.

Почему детей нужно хвалить?

Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике.

Однако психологи считают, что хвалить детей и подростков нужно чаще. И вот почему.

  • Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
  • Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
  • Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее.

За что и как хвалить ребёнка?

Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.

Благодарите

Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «Спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне.

Хвалите за дело

Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия.

Делитесь своими чувствами

Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности.

Будьте искренним

После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка. Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».

Разделяйте похвалу и критику

После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.

Чем критика может быть полезна?

Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста. Такая критика нужна человеку, и вот почему:

  • Чтобы научиться работать над ошибками. Если ребёнок слышит только похвалу, он будет считать, что всё делает правильно и исправлять ничего не надо. Критика же помогает рассказать, что в работе хорошо, а что нужно поправить. Это мотивирует развиваться, становиться лучше и доводить дела до конца.
  • Чтобы лучше понимать себя. Критика помогает разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Задача родителя объяснить ребёнку, что первые нужно активно использовать, а вторые — развивать.
  • Для рождения идей. Конструктивная критика может подать идею для развития. В процессе разговора ребёнок может вдохновиться и найти способ исправить ошибку.

Как правильно критиковать ребёнка?

Деструктивная критика может быть очень опасна для подростка. Неправильная обратная связь рушит самооценку, убивает интерес и порождает страхи. Советы Елены Петрусенко подскажут, как правильно критиковать, чтобы избежать детской травмы и заниженной самооценки в будущем.

Не затрагивайте личность

Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».

Не делайте трагедии из мелких неудач

Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между катастрофой и неприятностью.

Учите и помогайте

У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Вместо того, чтобы сорваться на него со словами «Не маленький уже, сам сделаешь», уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть ступор перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и ободрение значимых для них взрослых.

Как найти баланс критики и похвалы?

  • Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия.
  • Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
  • Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики.
  • Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам.
  • Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же.

Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше. Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях.

А как же всё-таки хвалить правильно?

С трудом представляю себе родителей, которые перед похвалой срочно сверялись бы с тем «А что там говорят психологи по этому поводу». Но всё-таки наметить вектор движения можно.

  1. Хвалите ребёнка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но ребёнок поймёт, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.
  2. Сравнивайте его только с самим собой. Если мы сравниваем ребёнка с другими детьми, мы обращаем его внимание не на то, к чему стоит стремиться, а на то, что он лично нас не устраивает. И что соседский Антон был бы для нас гораздо лучшим сыном.
  3. Похвала должна быть искренней. Иногда родитель может быть таким уставшим или чем-то расстроенным, что ему трудно выразить свою радость. Здесь можно пояснить ребёнку свой потухший вид и не особо радостный тон: «Извини, я так сегодня устала, что мне сложно как-то ярко выражать свои эмоции, но я, правда, горжусь тобой».
  4. Важно, чтобы похвала соответствовала возрасту и уровню развития ребёнка. То, что трёхлетка вытер со стола лужу по собственной инициативе, вызывает мамин бурный восторг: «Умница! Мамин помощник!». Подростку в этом случае достаточно вашей благодарности или улыбки.
  5. Ищите хорошее. Даже в самой неудачной работе или поступке, можно отметить что-то хорошее. Хотя бы намерение.
  6. Пусть ваша похвала будет содержательной. Расскажите подробнее, что именно вам нравится в работе ребёнка или его поступке.
  7. Нет ничего ужасного в оценочных суждениях или ты-высказываниях: «Ты — молодец. Это хорошая работа». Главное, чтобы в вашем общении с ребёнком присутствовали и другие формы похвалы.
  8. Периодически устраивайте ревизию достижений. Разговаривайте с ребёнком о том, что у него получилось, что вы заметили, чему порадовались. Показываете ему его собственный прогресс. Не важно, о чём идёт речь: об учёбе, ваших отношениях, успехах в игре на гитаре или программировании. https://mel.fm/vospitaniye/3651807-praise 
свернуть

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»

  1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
  4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  5. Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
  6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  7. Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  8. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
  9. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
  10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
  11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
  12. Позволяйте своему  ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
  13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
  15. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Советы  педагогам и  родителям:

Если:

*ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

*ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

*ребёнка хвалят, он учится быть благородным

*ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

*ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

*ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других

*ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

*ребёнок  растёт в безопасности, он учится верить в людей

*ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным

*ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

свернуть

40 ФРАЗ, КОТОРЫЕ ПОДАРЯТ ДЕТЯМ КРЫЛЬЯ

Иногда мы просто не знаем, как выразить ребенку свою любовь, что сказать, кроме “здорово” и “молодец”. А говорить об этом очень важно. Родительские слова, как волшебные талисманы, останутся с ребенком на долгие годы и будут защищать, вдохновлять и поддерживать всю жизнь.

Если мы хотим воспитать гармоничную личность, умеющую дарить и принимать любовь, радоваться жизни и быть благодарным, то стоит почаще говорить следующие фразы.

  • Это нормально — злиться. Я помогу тебе успокоиться.
  • Это нормально — грустить. Я посижу с тобой рядом.
  • Это нормально — чувствовать себя разочарованным. Я это тоже чувствовала.
  • Это нормально.
  • Мне нравится, какой ты.
  • Ты важен для меня.
  • Я слушаю.
  • Я здесь.
  • Ты не обязан делать меня счастливой.
  • Ты больше, чем твои эмоции, потому что они пройдут.
  • Я могу справиться с эмоциями, независимо от того, насколько они велики.
  • Я хочу смотреть, как ты играешь.
  • Конечно, я присоединюсь к тебе.
  • Давай я полежу с тобой.
  • Ты заставляешь меня улыбаться.
  • Я верю в тебя.
  • Я доверяю тебе.
  • Ты можешь справиться с этим.
  • Ты неидеальный, и я тоже, но наша любовь совершенна.
  • Спасибо.
  • Я горжусь тобой.
  • Я рада, что ты здесь.
  • Это нормально — совершать ошибки.
  • Не торопись.
  • Ты сильный.
  • Я горжусь, что я твоя мама.
  • Ты смелый.
  • Я прощаю тебя.
  • Я думаю о тебе.
  • Я скучала по тебе.
  • Это нормально, что ты передумал.
  • Это нормально – просить о помощи.
  • Я слышу тебя.
  • Я вижу тебя.
  • Прости меня.
  • Ты делаешь мою жизнь лучше.
  • Ты способный ребенок.
  • Ты достойный.
  • Ты очень много значишь для меня.
  • Я люблю тебя так же, как ты меня.
свернуть

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе

Дома и в школе подростков часто беспокоят негативные мысли: «никто не хочет со мной общаться», «я — неудачник», «остальные ребята выглядят такими счастливыми», «со мной что-то не так». В эмоциональном благополучии подростков ключевую роль играет самовосприятие. Если подросток видит себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками и преуспеть в учебе, что в свою очередь сделает его еще более уверенным и счастливым. Как можно помочь ребенку укрепить самооценку и уверенность в себе?

Вот простой способ: в разговорах давайте ему почувствовать себя понятым и услышанным. Для этого применяйте техники перефразирования и уточнения, которые часто используются детскими психологами и продвинутыми родителями: «Ты хочешь это?», «Ты имеешь в виду, что…», «Если я тебя правильно понял, ты…», «Интересно, расскажи об этом подробнее», «Что ты имел в виду, когда сказал…». Ребенок, растущий в окружении, где его слушают и пытаются понять, начинает делать то же самое.

Самооценка человека держится на двух китах – убежденность, что меня любят и со мной все в порядке, и вера в собственную компетентность, в то, что я способен справляться с проблемами, даже если поначалу не знаю как. У вас две главные стратегии: проявлять свою любовь и дать возможность как можно чаще переживать опыт успеха. Это основа. Убеждайте ребенка, что все проблемы разрешимы, что с ним все в порядке, что каждый человек время от времени сталкивается с трудностями. И еще очень важно: развлекайтесь и больше смейтесь вместе. Это не так трудно, если немного поразмышлять и правильно организовать время.

Многие родители, искренне любят детей, либо не считают нужным, либо не умеют проявлять свою любовь. А ведь проявление любви к ребенку способно неожиданным образом изменить то плохое его поведение, которое родителям до сих пор не удавалось изменить непосредственно. Счастливый и уверенный в себе ребенок редко ведет себя плохо. Очевидно, что именно ощущение того, что его любят, и создает чувство счастья, спокойствие и уверенность в себе.

Улыбка и зрительный контакт. Этот простой канал передачи родительской любви часто используется не по назначению, когда ребенка заставляют смотреть в глаза родителю, раздраженно выражающему свое негодование. Открытая улыбка — самый простой способ сообщить ребенку, что его принимают, несмотря на многое, что родители хотели бы изменить в его поведении, что с ним все в порядке и что он может рассчитывать на родительское сочувствие, помощь и поддержку.

Ласка и контактный комфорт. По мере взросления ребенок получает все меньше родительской ласки, но нуждается в ней не меньше, чем младшие дети. Особенно выражен ее дефицит у мальчиков (в первую очередь со стороны отцов), поскольку в обществе распространено ошибочное мнение, что это может избаловать мальчиков и помешать им стать мужественными. Для каждого возраста родители могут выбирать свои формы общения, обеспечивающие ребенку контактный комфорт, включая дружеское подбадривающее похлопывание по спине, взъерошивание волос, сочувствующее пожатие руки.

Похвала и поддержка. Большинство родителей обращают внимание на неприемлемое для них поведение ребенка, а хорошее поведение считают нормой, не требующей оценки. В результате общение с ребенком сводится к упрекам, угрозам и обвинениям, теряется контакт и возможность влиять на поведение. В любом ребенке внимательный родитель найдет множество качеств, за которые его можно искренне похвалить.

Слова любви. Ребенку необходимо время от времени слышать от родителя, что его любят и всегда будут любить, вне зависимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни. Ясное выражение родителями своих чувств словами создает атмосферу искренности и служит отличной моделью открытого поведения для ребенка.

Предоставление свободы действий. По мере взросления, особенно в период подросткового кризиса, ребенок все больше нуждается в пространстве для принятия собственных решений. Без этого невозможно формирование ответственной, способной самостоятельно строить свою жизнь личности. Гиперопека построенная на замечаниях и упреках, приводит к инфантилизации, пассивности, снижению самооценки и тревожно-депрессивному эмоциональному фону. Предоставление свободы действий дает ребенку возможность почувствовать уважение к себе и значимость своего мнения, что укрепляет его уверенность в собственных силах.

Безусловное внимание. Безусловным вниманием называется время, подаренное родителями своему ребенку, когда тот сам выбирает, чем заниматься. Его инициативы помогают развить лидерские навыки, а внимание родителей — укрепить внутрисемейные связи и чувство собственной значимости.

Успехов Вам!

свернуть

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

«Колючие», обидчивые, ранимые, дерзкие – это всё о них, о подростках. О тех, кто вступил в трудный переходный возраст. О тех, кто находится на пути от детства к взрослости. О тех, кому сложно понять и принять всё то, что с ними происходит.

Что нужно знать о подростковом возрасте?

Психологи уже давно отмечают тенденцию «омоложения» подросткового возраста. Дети теперь вступают в переходный период гораздо раньше, чем их родители, – в 10-11 лет. Также отмечено «продление» подросткового возраста до 18-19 лет, когда ребёнок достигает совершеннолетия и отделяется от родителей не только психологически, но и материально, финансово.

В границах подросткового возраста выделяют два этапа: младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (начиная с 13 лет и до завершения переходного периода).
1. В младшем подростковом возрасте ребёнок уже начинает ощущать свою взрослость, у него усиливается потребность в общении со сверстниками, его организм готовится к изменениям.
2. К 13-14 годам гормональная перестройка достигает своего пика. Ребёнок становится раздражительным, обидчивым, у него часто меняется настроение.
3. Переходный период завершается вступлением ребёнка во взрослую жизнь. У юношей и девушек стабилизируется эмоциональное состояние, появляются зрелые, взвешенные решения. Наступает время для полного отделения от родительской семьи.
Сколько продлится подростковый возраст у вашего ребёнка, точно неизвестно. Поскольку, созрев физически, подросток может ещё долгое время оставаться психологически не подготовленным к самостоятельной организации своей жизни.

Почему этот период называется переходным? Потому что в развитии ребёнка совершается переход от детства к взрослости. И главная задача для подростка – осознать себя и отделиться от родителей.

Подростковый возраст – это испытание как для детей, так и для родителей.

Почему сложно детям?

 Они меняются внешне и внутренне. И, порой, им сложно принять эти изменения и контролировать их.
 Хотят быть принятыми в обществе, чувствовать себя значимыми. Вместо этого могут встретить насмешки, агрессию со стороны сверстников или стать жертвой травли.
 Ждут понимания от родителей и принятия всех их особенностей. Вместо этого сталкиваются с тотальным контролем, критикой и запретами.
 Хотят самостоятельности и независимости, но не могут её получить, поскольку ещё не несут полной ответственности за свои поступки.

Почему сложно родителям?

 Не знают, как вести себя с повзрослевшими детьми.
 Привыкли быть авторитетом для своего ребёнка.
 Не готовы отпустить от себя сына или дочь.

Особенности переходного периода

У девочек
Что происходит с девочками в подростковом возрасте:
 ищут себя, свой стиль, экспериментируют с внешностью и одеждой, стремятся привлечь к себе внимание;
 появляется интерес к мальчикам как к объектам противоположного пола, возникает первая влюблённость;
 часто возникают перепады настроения: безудержное веселье сменяется глубокой тоской;

 появляется повышенная тревожность, связанная со школьной успеваемостью, ответами у доски, отношениями с одноклассниками;
 стремятся к самостоятельному разрешению проблем без помощи взрослых.
У мальчиков
Что происходит с мальчиками в подростковом возрасте:
 становятся агрессивными, грубыми, злыми из-за повышенной выработки мужского гормона – тестостерона;
 озабочены своей внешностью,
 стремятся поразить окружающих смелыми поступками, склонны к позёрству;
 нередко демонстрируют протестное поведение: прогуливают уроки, сбегают из дома;
 пробуют алкоголь, сигареты, курительные смеси;
 стремятся принадлежать к «группе», быть её частью.

Ошибки родителей в воспитании

Как мы уже говорили, родителям тоже непросто пережить период взросления их сына или дочери. Поэтому многие, часто неосознанно, своими фразами или действиями разрывают те нити любви и доверия, которые связывают их с ребёнком.
Что не рекомендуется делать родителям подростков:
1. Критиковать и запрещать общение ребёнка с друзьями («Мне не нравится этот твой Вася, он и учится плохо, и одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы ты с ним дружил»).
2. Высмеивать внешность и одежду («Ты зачем так накрасилась в школу? Выглядишь как клоун»).
3. Чрезмерно контролировать все сферы жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил? Ну-ка, быстро покажи мне телефон»).
4. Относиться как к маленькому ребёнку («Тебе ещё рано знать об этом. Вот вырастешь, тогда и поговорим»).
5. Игнорировать переживания подростка («Что ты там опять рыдаешь в спальне? Иди лучше уроки делай»).
6. Сравнивать со сверстниками, одноклассниками, детьми знакомых («А вот Настя из вашего класса на одни пятерки учится и маме по дому помогает, а у тебя на уме только одни мальчики»).
Как правильно вести себя родителям в этот непростой период
Психология подростка такова, что он будет отстаивать своё мнение в любых ситуациях, даже если не прав. Поэтому старайтесь разговаривать с ребёнком в спокойном тоне, не срываясь на крик и обвинения. Выслушайте его точку зрения и вместе с ним найдите подходящий вариант разрешения конфликта.
Позиция родителей важна, нужно понять ребёнка как себя самого в этот период. Задача – незаметно трансформировать отношения в дружеские. Поговорить по душам как друзья – единственно верный путь, и потихоньку искренне рассказывая о своём детстве, вы найдете обоюдный интерес к общению об этом периоде с переходом во взрослую жизнь.
Задача – наладить внутреннюю связь, которую, я думаю, важно сохранить всем родителям:
 Чаще разговаривайте с ребёнком обо всех изменениях, которые с ним происходят. Большинство родителей этого не делают, оставляя подростка один на один с его переживаниями. Затроньте темы первой влюбленности, начала половой жизни, употребления алкоголя и психотропных веществ. Объясните ему, что не всё, что пробуют или советуют попробовать друзья, безопасно и не принесёт вреда.

 Поддерживайте ребёнка в любых начинаниях и увлечениях (кроме тех, которые могут нанести ему вред). Даже если они вам кажутся глупыми и несерьезными. Необязательно их разделять, главное – уважайте выбор ребёнка.
 Относитесь к подростку как к взрослому, пусть даже и не считайте его таковым. Дайте свободу в принятии решений, но пусть не забывает и об ответственности за свои поступки.
 Перейдите из позиции «над» в позицию «рядом». Станьте для ребёнка другом, старшим товарищем.
 Ваш ребёнок взрослеет и отдаляется от вас. Не пытайтесь остановить этот процесс запретами и чрезмерным контролем за его жизнью.
 Обратите внимание на то, чем занимается ваш ребёнок в социальных сетях. Не стоит читать его переписку – это дело личное. Но знать, в каких он состоит группах и сообществах и нет ли в них опасности, вы имеете полное право.
 Частые конфликты с ребёнком в большинстве случаев возникают из-за чрезмерного контроля и когда родители слишком активно начинают лезть в его жизнь.
 Если все ваши разговоры с ребёнком сводятся к обсуждению оценок в школе и критике за бардак в комнате и невымытую посуду, вы рискуете потерять доверительные отношения с сыном или дочерью.
 Совместные прогулки, поездки, походы, разговоры по душам помогут наладить отношения с подростком гораздо быстрее, нежели нравоучительные беседы.
 Да, вам могут не нравиться друзья вашего ребёнка. Но критиковать или запрещать общаться с ними – не самый лучший выход из ситуации. Подросток воспримет это как очередное покушение на его независимость и самостоятельность в выборе приятелей.
 Если подростковый возраст вашего ребёнка протекает особенно тяжело, сын или дочь всё больше отдаляется от вас, ходит подавленный и часто плачет – обязательно обратитесь за помощью к психологу! Это могут быть признаки травли в школе, конфликтов со сверстниками, появления у подростка депрессивных и суицидальных мыслей.

Запомните, дорогие родители: подростковый возраст вашего сына или дочери – не навсегда, рано или поздно он закончится. Постарайтесь сохранить хорошие, доверительные отношения с ребёнком, не оттолкните его запретами и осуждением. Подростку очень нужна ваша любовь и поддержка, хотя он всеми силами пытается доказать обратное.

свернуть

«Как уберечь ребенка от зависимости»

Тема нашего вебинара “Как уберечь ребенка от зависимости”. Для начала дадим определение слову “зависимость”.

  1. Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.

Зависимость бывает химическая и нехимическая.

  • К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
  • К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.

Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.

Привыкание к алкоголю происходит постепенно.

Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.

Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств.

Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:

  • к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
  • ухудшается деятельность       органов     кровообращения,        дыхания     и пищеварения,
  • “падает” зрение,
  • появляются проблемы с лишним весом.
  • Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.
  1. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
    • ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
    • по 6-10 часов проводит за компьютером;
    • у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
    • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
    • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
    • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
    • ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
    • во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
    • становится более агрессивным;
    • трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.
  • Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:
  1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
  2. Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.
  3. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.
  4. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн- друзья.
  5. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
  6. Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
  7. Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, – гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, – это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.
  8. Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это – редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.
  9. А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка.

а) Психологические:

  • Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
  • Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
  • Потеря интереса к прежним увлечениям – спорту, хобби;
  • Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
  • Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
  • Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
  • Нарастающая скрытность и лживость;
  • Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
  • Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
  • Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
  • Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.

б) Физические признаки:

  • Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
  • Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
  • Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
  • Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
  • Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;
  • Быстро портящиеся зубы;
  • Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.
  1. Наблюдение за ребенком.

Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами, например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей.

Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.

Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

  1. Примеры построения диалога с подросткомОтец: ты когда-нибудь курила?

Дочь: М-м-м…

Отец: Я курил довольно много.

Дочь: Да?

Отец: Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты.

Дочь: Хм…

Отец: Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить? Дочь: Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не понравилось.

Отец: Я рад! Тут нечему нравиться.

Можно сказать, что спокойный и рассудительный тон отца располагает дочь к доверительной беседе.

VII. Рекомендации:

Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.

  • Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
  • Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
  • Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.

Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

  1. Информационный метод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационных стратегий:

а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);

б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения;

  1. Профилактику зависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность. формирование навыков общения, уверенности в себе.
  2. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия решений.
  3. Метод альтернативной деятельности: это – нахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия.
  4. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.

 

Закончить наш вебинар хочу таким стихотворением:

Семья – это счастье, любовь и удача!

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будем вместе любовь мы беречь, Обиды и ссоры – подальше от дома.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

“Какая хорошая Ваша семья!”

свернуть

Как помочь ребенку выбрать профессию?

Вопрос выбора профессии, очень непростой. Нужно учесть все факторы:
– способности, личностные качества, а также ограничения ребенка;
– склонности и интересы;
– требования различных профессий к личности;
– востребованность профессий на рынке труда;
– возможности получения образования по данной профессии (в том числе материальные возможности семьи).
Только на стыке всех этих факторов можно сделать осознанный и правильный выбор. Очень важно, чтобы этот выбор был личным выбором ребенка. Только тогда, ребенок будет нести за него ответственность. Чем же могут помочь родители?
1. Информация
Родители как взрослые люди обладают опытом профессиональной деятельности и объективной информацией о многих профессиях, состоянии рынка труда. Кроме того, вы можете помочь ребенку с поисками интересующей его информации — книги, поиск в интернете, знакомство подростка с представителями интересующих его профессий.
2. «Профессиональные пробы»
Очень важный механизм профессиональной ориентации — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено и рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.
3. Обсуждение
Серьезный, вдумчивый разговор о выборе профессии может дать очень многое. В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней. Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: «А где еще бы ты мог реализовать свои способности?», «А какие еще профессии подошли бы тебе?». Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов. Очень полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные «у меня не получится», «в такой вуз мне не поступить», «в этой профессии зарабатывают мало» и так далее. Только четко осознав свои желания и склонности, нужно делать следующий шаг — к анализу возможностей.

свернуть

Полезная информация для родителей

«Тревожные сигналы: как понять, что ребенок подвергался домогательствам или насилию» (https://letidor.ru/psihologiya/trevozhnye-signaly-kak-ponyat-chto-rebenok-podvergalsya-domogatelstvam-ili-nasiliyu.htm);

«Домашняя травля: почему ребенка обижают в собственной семье. Это опаснейшая форма буллинга» (https://letidor.ru/psihologiya/domashnyaya-travlya-pochemu-rebenka-obizhayut-v-sobstvennoi-seme.htm);

«Сигналы тревоги: как понять, что ребенок страдает от комплексов» (https://letidor.ru/psihologiya/signaly-trevogi-kak-ponyat-chto-rebenok-stradaet-ot-kompleksov.htm);

«Остановитесь: 7 сигналов, что вы жестоки со своим ребенком» (https://letidor.ru/psihologiya/ostanovites-7-signalov-chto-vy-zhestoki-so-svoim-rebenkom.htm);

«Избегай незнакомцев!»: 4 строгих «нельзя», которым стоит научить ребенка. Это может спасти ему жизнь»            (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);

«С какого возраста ребенок может ходить в школу один. Отвечают эксперты» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);

«Эти советы помогут подростку справиться с тревогой, злостью и напряжением. Родителям на заметку» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);

«6 причин, по которым даже послушные дети нарушают правила безопасности» (https://letidor.ru/psihologiya/nikogda-ne-razgovarivay-s-neznakomcami-vospityvaem-v-rebenke-ostorozhnost.htm);

«3 ошибки воспитания, которыми сегодня грешат многие родители» (https://letidor.ru/psihologiya/3-oshibki-vospitaniya-kotorymi-segodnya-greshat-mnogie-roditeli.htm);

«Как помочь ребенку находить общий язык с особенными сверстниками. Разбираемся в непростом вопросе» (https://letidor.ru/psihologiya/kak-pomoch-rebenku-nakhodit-obshii-yazyk-s-osobennymi-sverstnikami.htm);

«Секс, смерть и развод: как разговаривать с ребенком на сложные темы с помощью картин, кино и книг» (https://letidor.ru/psihologiya/seks-smert-i-razvod-kak-razgovarivat-s-rebenkom-na-slozhnye-temy-s-pomoshyu-kartin-kino-i-knig.htm);

«Как перестать кричать на ребенка» (https://letidor.ru/psihologiya/kak-perestat-krichat-na-rebenka.htm).

свернуть
поделиться в:

Обратите внимание:

Интернет-ресурсы: