РУ БЕ EN

«Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность»

27.04.2023

Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность»

27 апреля 2023 года в учреждении образования для учащихся VIII-XI классов в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» прошёл единый день информирования по теме «Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.).

 

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Ведущий Макареев Николай Александрович ознакомил учащихся с содержанием информационных блоков:

«Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры»;

«Беларусь – страна талантливых людей».

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».

Макареев Н.А. организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

 

Блок «Беларусь – страна многовековой и самобытной культуры»

Согласно Конституции Республики Беларусь, историко-культурное наследие признано фактором развития нашего государства. За его сохранение несут ответственность как государство, так и граждане нашей страны.

Историко-культурное наследие Беларуси представляет собой совокупность наиболее отличительных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития белорусского народа, воплощенных в историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, который ежегодно расширяется.

Николай Александрович предложил учащимся обсудить следующие вопросы:

-Что составляет национальную культуру белорусского народа?

-Согласны ли вы с утверждением, что подлинная культура белорусского народа является духовным стержнем нашего государства? Аргументируйте ответ.

-Объясните, как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Национальную культуру мы рассматриваем как важнейший стратегический ресурс государства».

-Как вы думаете, почему так важно сохранить духовные ценности и традиции, сформированные на основе исторического опыта многих поколений?

-Назовите значимые объекты Республики Беларусь, которые включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Если вы посещали эти объекты, расскажите, что на вас произвело особое впечатление.

-Более чем за четверть века в столице нашей страны и каждом регионе восстановлены и созданы театры и амфитеатры, замки и усадьбы, музеи, мемориальные комплексы, творческие мастерские, выставочные центры. Расскажите о восстановленных историко-культурных ценностях вашего региона.

Далее педагог предложил совершить виртуальное знакомство с музеями современной Беларуси с использование каталога портала «Музеи Беларуси».

-Международный день музеев – ежегодный праздник, отмечаемый 18 мая. Как вы думаете, какую роль играют музеи в сохранении и развитии историко-культурного наследия белорусского народа?

-Назовите музейные сокровищницы Беларуси.

-Министерством культуры создан поисковый сайт «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь» (gosspisok.gov.by). Как вы думаете, какова его задача?

Блок «Беларусь – страна талантливых людей»

В своих выступлениях Президент Республики Беларуси А.Г. Лукашенко отмечал: «Мы должны сделать все для того, чтобы сберечь и приумножить наше культурное наследие, воспитать на нем новое поколение. Беларусь, безусловно, страна талантливых людей. У нас созданы условия для раскрытия, реализации творческого потенциала».

Николай Александрович предложил учащимся обсудить следующие вопросы:

В развитие разговора Николай Александрович продемонстрировал видеосюжеты: «Колядные цари в Семежево. Необычайные деревни» или «Юрьевский хоровод» в деревне Погост».

-Какие традиции и обряды хранят и возрождают в вашем регионе? Принимаете ли вы в них участие?

-Если есть в вашем регионе люди, которые были отмечены премией «За духовное возрождение», расскажите, за какие заслуги они удостоены столь высокой награды.

-Каждый год в нашей стране проводится акция по определению новой культурной столицы. Так, 21 января 2010 культурной столицей страны был официально объявлен древнейший город страны Полоцк. Какой город стал культурной столицей в 2023 году?

-Как вы думаете, какова цель проводимых в Беларуси фестивалей (театральных, музыкальных и кинофестивалей)?

-22-26 марта прошла юбилейная XXХ Минская международная книжная выставка-ярмарка под слоганом «Мир книги без границ». Посещали ли вы выставку-ярмарку? Если да, то, что на вас произвело особое впечатление. Смогли ли найти что-то интересное и важное для себя?

-Составьте ТОП-5 книг, которые необходимо прочитать каждому культурному человеку. Обоснуйте свой выбор.

-Какие учреждения образования в нашей стране осуществляют подготовку, обучение, выпуск и переподготовку кадров в сфере искусства?

Далее педагог организовал работу с материалами видеоролика «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. Объединения по интересам».

-Согласны ли вы с тем, что в нашей стране растет достойное поколение, способное сохранить и приумножить культурные ценности и традиции? Обоснуйте ответ.

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» Макареев Николай Александрович подвёл итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Министр культуры Республики Беларусь А.М. Маркевич отметил: «В национальной культуре и исторической памяти любого народа сосредоточены колоссальные духовные богатства. Это нравственный стержень, который объединяет и помогает сохранить национальную самобытность».

Если среди вас есть участники коллективов, исполняющих народные песни и танцы, ставящие белорусские театральные постановки, расскажите, почему вы решили отдать предпочтение именно этому направлению творчества.

Если среди вас есть мастера соломоплетения, вытинанки или других народных ремёсел Беларуси, расскажите, что привлекло вас к ним, кто помог вам определиться с выбором белорусских традиционных ремёсел как возможности реализовать себя.

Предположите, что может сделать каждый из вас, чтобы сберечь и приумножить историко-культурное наследие Беларуси.

Фотогалерея: