РУ БЕ EN

Школа Активного Гражданина

17.12.2021

16 декабря 2021 для учащихся IX классов прошло занятие по изучению истории Великой Отечественной войны «Германский оккупационный режим» в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина».

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Учитель истории Макареев Николай Александрович

1)      актуализировал знания учащихся о плане «Ост», о целях фашистской Германии по отношению к населению Беларуси;

2)      ознакомил учащихся с содержанием информационных блоков:

– «Новый порядок»;

-«Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»;

– «Оккупационный аппарат управления»;

– «Коллаборационизм».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Новый порядок» оккупантов»

После объяснения понятия «новый порядок» прочитал и обсудил с учащимися фрагмент документа:

Некоторые предложения рейхсфюрера СС Г. Гиммлера об отношениях с местным населением восточных областей.

«При обращении с местным населением восточных областей мы должны исходить из того, что …

…мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а, наоборот, дробить их на возможно более мелкие ветви и группы.

… мы не намерены стремиться к их сплочению и увеличению, тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры…

Принципиальным вопросом в решении всех этих проблем является вопрос о системе образования и тем самым — об отборе и фильтровании молодежи.

Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным. Кроме школы этого типа в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ…»

Макареев Николай Александрович предложил учащимся обсудить вопрос:

– Какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа?

Блок «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»

Макареев Николай Александрович обсудил с учащимися картосхему «Военно-административное деление оккупированной территории Беларуси (1942)».

Макареев Н.А. предложил учащимся обсудить вопрос:

– Что означало для Беларуси административно-территориальное деление, установленное германскими оккупантами?

Блок «Оккупационный аппарат управления»

В рамках данного блока Макареев Н.А. предложил учащимся обсудить вопросы:

– Каковы были цели созданных оккупантами органов управления?

– Как вы думаете, почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения?

Блок «Коллаборационизм»

Учащиеся с учителем истории обсудили вопросы:

– Какие коллаборационистские организации были созданы на оккупированной территории Беларуси?

– Какие задачи выполняли коллаборационистские организации в Беларуси?

ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ».

Учитель истории Макареев Николай Александрович подвёл итоги:

На оккупированной территории Беларуси немецко-фашистские захватчики установили «новый порядок», направленный на ликвидацию советского государственного строя и советских общественных организаций, грабеж и массовое уничтожение населения, разграбление материального достояния и природных ресурсов республики; установление и поддержку государственного строя агрессоров.

Оккупационный режим опирался на войска вермахта, спецслужбы СС и СД, тайную полевую полицию, жандармерию и вспомогательные местные полицейские силы.

Неудачи германской армии на фронте, активная борьба партизан и подпольщиков в тылу оккупантов вынуждала германские власти искать поддержку среди местного населения. Из числа местных жителей создавались органы и организации, которые сотрудничали с врагом в его интересах и в ущерб своему государству (коллаборационисты).

Вместе с тем министр восточных областей А. Розенберг отмечал, что в Беларуси отсутствуют значительные силы, поддерживающие германский режим.