Школа Активного Гражданина
17.12.202116 декабря 2021 для учащихся IX классов прошло занятие по изучению истории Великой Отечественной войны «Германский оккупационный режим» в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»
Учитель истории Макареев Николай Александрович
1) актуализировал знания учащихся о плане «Ост», о целях фашистской Германии по отношению к населению Беларуси;
2) ознакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
– «Новый порядок»;
-«Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»;
– «Оккупационный аппарат управления»;
– «Коллаборационизм».
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.
Блок «Новый порядок» оккупантов»
После объяснения понятия «новый порядок» прочитал и обсудил с учащимися фрагмент документа:
Некоторые предложения рейхсфюрера СС Г. Гиммлера об отношениях с местным населением восточных областей.
«При обращении с местным населением восточных областей мы должны исходить из того, что …
…мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединять народы восточных областей, а, наоборот, дробить их на возможно более мелкие ветви и группы.
… мы не намерены стремиться к их сплочению и увеличению, тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры…
Принципиальным вопросом в решении всех этих проблем является вопрос о системе образования и тем самым — об отборе и фильтровании молодежи.
Для ненемецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большое до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным. Кроме школы этого типа в восточных областях не должно быть больше вообще никаких школ…»
Макареев Николай Александрович предложил учащимся обсудить вопрос:
– Какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа?
Блок «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»
Макареев Николай Александрович обсудил с учащимися картосхему «Военно-административное деление оккупированной территории Беларуси (1942)».
Макареев Н.А. предложил учащимся обсудить вопрос:
– Что означало для Беларуси административно-территориальное деление, установленное германскими оккупантами?
Блок «Оккупационный аппарат управления»
В рамках данного блока Макареев Н.А. предложил учащимся обсудить вопросы:
– Каковы были цели созданных оккупантами органов управления?
– Как вы думаете, почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения?
Блок «Коллаборационизм»
Учащиеся с учителем истории обсудили вопросы:
– Какие коллаборационистские организации были созданы на оккупированной территории Беларуси?
– Какие задачи выполняли коллаборационистские организации в Беларуси?
ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ».
Учитель истории Макареев Николай Александрович подвёл итоги:
На оккупированной территории Беларуси немецко-фашистские захватчики установили «новый порядок», направленный на ликвидацию советского государственного строя и советских общественных организаций, грабеж и массовое уничтожение населения, разграбление материального достояния и природных ресурсов республики; установление и поддержку государственного строя агрессоров.
Оккупационный режим опирался на войска вермахта, спецслужбы СС и СД, тайную полевую полицию, жандармерию и вспомогательные местные полицейские силы.
Неудачи германской армии на фронте, активная борьба партизан и подпольщиков в тылу оккупантов вынуждала германские власти искать поддержку среди местного населения. Из числа местных жителей создавались органы и организации, которые сотрудничали с врагом в его интересах и в ущерб своему государству (коллаборационисты).
Вместе с тем министр восточных областей А. Розенберг отмечал, что в Беларуси отсутствуют значительные силы, поддерживающие германский режим.