РУ БЕ EN

Биоразнообразие

 

План работы

по выполнению заданий на подтверждение статуса «Зелёная школа»

на 2023/2024 учебный год

 

 

Задание 1.1

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: апрель – май 2020 - 2024 гг.
Участники: VII д, е, з, и, к, м (141 учащийся), VIII а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м (440 учащихся), IX а, б, в, г, д, ж, з, и (129 учащихся), X а, б (10 учащихся)
Ответственный: Давыдик О.В., учитель биологии
Выполнение задания:
1. В рамках учебного занятия «Дикорастущие растения. Экскурсия № 3 Многообразие растений леса» совместно с учащимися провели описание травянистых растений (на примере раннецветущих первоцветов) на разработанном маршруте экотропы в южных окрестностях ботанического памятника природы местного значения «Лесопарк «Румлево».

 

Схема маршрута экотропы ботанического памятника природы «Лесопарк «Румлево»
Расстояние до экотропы от СШ №40 2,4 км. Протяженность экотропы 300 м.

Список травянистых растений
первоцветов лесопарка «Румлево»

Ветреница дубравная
(Anemоne nemorоsa L.)
Ветреница лютиковая
(Anemone ranunculoides L.)
Гусиный лук желтый
(Gagea lutea L.)
Кислица обыкновенная
(Oxalis acetosella L.)
Чистяк весенний
(Ficaria verna Huds.)
Фиалка собачья
(Viola canina L.)
Медуница неясная
(Pulmonaria obscura Dumort.)
Копытень европейский
(Asarum europaeum L.)
Хохлатка плотная
(Corydalis solida L.)
Мать-и-мачеха обыкновенная
(Tussilago farfara L.)
Печеночница благородная
(Hepatica nobilis Mill.)

 

2. С целью сохранения биоразнообразия раннецветущих растений на маршрут экотропы нанесли места произрастания 11 видов первоцветов с помощью приложения Google Maps:

Для привлечения внимания населения по проблеме сбора первоцветов разработали памятку :

3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото раннецветущих растений и картосхему произрастания первоцветов.

В рамках проекта “Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне”, финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнёрстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь на тему “Восстановим нашу Землю!” приняли участие в феврале 2021 г. в конкурсе рисунков и видеороликов с видеороликом «Первоцветы биологического памятника природы “Лесопарк “Румлево” (авторы – Урбанович Елизавета, учащаяся X  “В”, Гладкий Евгений, учащийся X “А”).
В рамках республиканского образовательного проекта “Лига знаний” в апреле-мае 2021 г. учащиеся 10 классов сняли видеопроект в номинации “Решение экологических проблем” – “Сохраним первоцветы вместе”.
В апреле 2024 г. Логинова Диана, учащаяся 10 "Б" класса химико-биологического профиля,  приняла участие в конкурсе детского рисунка «Сон-трава. Фантазия и реальность», который был организован общественным объединением «Ботаническое общество» совместно с Институтом экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича Национальной академии наук Беларуси при поддержке проекта «Климатическое образование в целях продвижения ЦУР и продвижения климатической повестки (Климатическая шкатулка)», финансируемого Правительством Российской Федерации и реализуемого Программой развития ООН в Беларуси.

Лесные поклонники сон-травы
(Логинова Диана)

«Лучший рисунок участников в возрасте от 13 до 17 лет» 

3 место

свернуть

Задание 1.2

Изучить изменчивость видового разнообразия
дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории школы, используя квадратную рамку со стороной в 1 м

Дата выполнения: май 2022 - 2024 гг.
Участники: VII з, и, к, м (20 учащийся)
Ответственные: Давыдик О.В. и Новицкая И.А., учителя биологии
Выполнение задания:
1. Выбрали 4 модельных площадки с различными условиями произрастания дикорастущих травянистых растений.

2. Провели количественный и качественный анализ растений. При описании травянистого яруса учитывали видовой состав растений и проективное покрытие (ПП,%). Проективное покрытие – это площадь горизонтальной проекции всех растений одного вида, произрастающих на модельной площади по отношению к ее величине, определяли глазомерно.

Модельная площадка №1
(за школой, солнечное место, южная сторона)
Вид Проективное покрытие, %
клевер ползучий 30
подорожник ланцетовидный 12
одуванчик лекарственный 3
ежа сборная 45
тысячелистник обыкновенный 5
люцерна хмелевидная 3
лядвенец рогатый 2
Модельная площадка №2
(участок возле стадиона, вытаптываемый)
ежа сборная 65
подорожник ланцетовидный 7
клевер ползучий 18
тысячелистник обыкновенный 10
Модельная площадка №3
(участок затененный, западная сторона)
ежа сборная 43
клевер ползучий 26
люцерна хмелевидная 18
кульбаба осенняя 13
Модельная площадка №4
(впереди школы, северная сторона)
подорожник ланцетовидный 24
одуванчик лекарственный 15
ежа сборная 34
мятлик луговой 27

Вывод: Большее видовое разнообразие отмечено на модельной площадке №1 (7 видов травянистых растений), что связано с произрастанием растений на солнечной стороне территории школы и отсутствием вытаптывания.

свернуть

Задание 1.3

Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: апрель – май 2021 - 2024 гг.
Участники: VII д, е, з, и, к, м (141 учащийся), VIII а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м (445 учащихся), IX а, б, в, г, д, ж, з, и (124 учащихся)
Ответственный: Давыдик О.В., учитель биологии
Выполнение задания:
1. Совместно с учащимися провели описание аборигенных и интродуцированных  видов деревьев и кустарников на территории ботанического памятника природы «Лесопарк «Румлево».

Разнообразие деревьев и кустарников
лесопарка «Румлево»

Происхождение вида вид Фото
аборигенный вид Дуб черешчатый
(Quercus robur L.)
интродуцент Конский каштан обыкновенный
(Aesculus hippocastanum L.)
аборигенный вид Яблоня дикая
(Malus sylvestris  L.)
аборигенный вид Клён остролистный
(Acer platanoides L.)
аборигенный вид Вяз шершавый
(Ulmus glabra Huds.)
аборигенный вид Сосна обыкновенная
(Pinus sylvestris L.)
аборигенный вид Осина обыкновенная
(Populus tremula L.)
аборигенный вид Липа крупнолистная
(Tilia platyphyllos Scop.)
интродуцент Карагана древовидная
(Caragana arborescens Lam.)
аборигенный вид Боярышник однопестичный
(Crataegus monogina Jacq.)
аборигенный вид Бересклет бородавчатый (Euonymus verrucosus  Scop.)
интродуцент Пузыреплодник калинолистный
(Physocarpus opulifolius L.)

 

2. На карте Google  территории ботанического памятника природы “Лесопарк “Румлево” обозначили места произрастания 12 аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников.

3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото и картосхему местонахождения аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников ботанического памятника природы “Лесопарк “Румлево”.

свернуть

Задание 1.4

Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории
(или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: сентябрь – ноябрь 2020 - 2023 гг.
Участники: VII д, е, м (90 учащихся), VIII а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м (445 учащихся), IX а, б, в, г, д, ж, з, и (185 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В., учитель биологии, Новицкая И.А., учитель биологии, Жидок С.А., учитель химии
Выполнение задания:
1. В сентябре провели наблюдения за птицами на пришкольной территории.

Видовое разнообразие птиц на пришкольной территории

Вяхирь
(Columba palumbus L.)
Озёрная чайка
(Chroicocephalus ridibundus L.)
Домовый воробей (Passer domesticus L.)
Галка
(Coloeus monedula L.)
Дрозд-рябинник
(Turdus pilaris L.)
Зяблик
(Fringilla coelebs L.)
Белая трясогузка
(Motacilla alba L.)
Полевой воробей
(Passer montanus L.)
Ворона серая
(Corvus cornix L.)
Голубь сизый
(Columba livia G.)
Скворец обыкновенный
(Sturnus vulgaris L.)

2. На карте Google пришкольной территории обозначили места наблюдения за 11 видами птицами.

3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото птиц и картосхему мест наблюдения за птицами.

 

 

свернуть

Задание 1.5

Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: август – сентябрь 2020 - 2024 гг.
Участники: VII а, б, в, е (102 учащихся), VIII а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м (460 учащихся), IX а, б, в, г, д, ж, з, и (178 учащихся)
Ответственный: Новицкая И.А., Давыдик О.В. учителя биологии
Выполнение задания:
1. Изучили разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории.

Разнообразие насекомых на пришкольной территории

Семиточечная коровка
(Coccinella septempunctata L.)
Колорадский жук
(Leptinotarsa decemlineata Say)
Пчела медоносная
(Аpis mellifеra L.)
Навозник лесной
(Anoplotrupes stercorosus L.)
Черный садовый муравей
(Lasius niger L.)
Кобылка обыкновенная
(Aeropus sp. L.)
Долгоносик большой сосновый  (Hylobius abietis L.)
Белянка капустная
(Pieris brassicae L.)
Бронзовка золотистая
(Cetonia aurata L.)
Шмель луговой
(Bombus pratorum L.)
Щитник зелёный древесный
(Palomena prasina L.)
Щитник линейчатый
(Graphosoma lineatum L.)
Богомол обыкновенный
(Mantis religiosa L.)
Усач мускусный
(Aromia moschata L.)

2. На карте Google пришкольной территории обозначили места наблюдения за 14 видами наземными насекомыми.

3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фотографии и картосхему мест наблюдений за насекомыми.

 

свернуть

Задание 1.6

Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории школы и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия

Дата выполнения: сентябрь 2023 г.– сентябрь 2025 г.
Участники: IX д, е (25 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В., учитель биологии
Выполнение задания:
1. Составили план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории школы.

2. План разместили в кабинете биологии.

 

свернуть

Задание 1.7

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения: декабрь – февраль 2020 - 2024 гг.
Участники: VIII д, е, м (60 учащихся), II – IV (140 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В. и Новицкая И.А., учителя биологии, Макаревич Н.А. и Беняш А.Ч., учителя начальных классов
Выполнение задания:
1. В рамках школьной акции «Кормушка» учащиеся VIII классов изготовили кормушки и прикормки (состав: мучной клейстер, семена подсолнечника, овсяные хлопья, гречневая крупа, просо), которые разместили в начале декабря на территории школы для прикорма птиц в зимний период.

 

На протяжении всего холодного времени года выкладывали один раз в день на кормушку прикорм (несолёные семечки подсолнечника, сало, крошки и кусочки пшеничного хлеба, яичную скорлупу, просо).

Учащиеся VIII классов организовали подкорм птиц и возле своих домов:

В 2023/2024 учебном году учащиеся подкармливали зимующих птиц с помощью развешанных кормушек на территории школы.

2. На территории школы на кормушках зарегистрировали 9 видов зимующих птиц.

Видовой и половой состав зимующих птиц

Отряд

Виды

Половой состав

Воробьинообразные


 


 


 


 


 


 


 

Воробей домовой

♂♀

Воробей полевой

 

Ворона серая

 

Грач

 

Галка

 

Снегирь обыкновенный

Обыкновенная лазоревка

 

Синица большая

 

Голубеобразные

Голубь сизый

 

 

При смене подкорма отметили изменения в видовом составе: количество воробьев и синиц увеличивалось, если в подкорме преобладали крошки и кусочки белого или ржаного хлеба; количество голубей, если подкорм составляла смесь овсяных хлопьев и проса, а снегирей привлекли плоды рябины обыкновенной, произрастающей на территории школы.
Половой состав установили для видов с выраженным половым диморфизмом, выраженным в окраске оперения. Так, среди особей вида воробей домовой отмечены и самки и самцы, которые отличаются по окраске оперения (самцы имеют грудку серого цвета с черным пятном; самки – более темную, без пятен) и были отмечены самцы снегирей обыкновенных, которые отличаются ярко окрашенной красной грудкой.

 

свернуть

Задание 1.8

Создать и разместить на территории школы
искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Дата выполнения: март- апрель 2022 - 2024 гг.
Участники: IX  к, д (3 учащихся)
Ответственный: Давыдик О.В., Новицкая И.А., учителя биологии
Выполнение задания:
1. Учащиеся изготовили три искусственных гнездовья для птиц.

2. Скворечники разместили на территории лесного массива, прилегающего к школе.

 

свернуть

Задание 1.9

Создать и разместить на территории школы убежища для беспозвоночных животных

Дата выполнения: сентябрь – ноябрь 2021 г., январь – май 2022 - 2024 гг.
Участники: VIII  ж, з (55 учащихся), VI  о (23 учащихся)
Ответственный: Новицкая И.А., учитель биологии
Выполнение задания:
1.Совместно с учащимися изготовили убежище для беспозвоночных животных.

2. Разместили убежище для насекомых на территории школы.

3. На карте Google территории школы обозначили место нахождения  убежища для беспозвоночных животных.

свернуть

Задание 1.10

Создать и размесить на территории школы
«Клумбу для бабочек»

Дата выполнения: май – июнь 2021 - 2024 гг.
Участники: VIII д, е, м (60 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В., учитель биологии, Юхник А.П., учитель биологии, Лелевич А.Г, школьный садовник
Выполнение задания:
1. На территории школы под руководством садовника в мае-июне 2021 г. создали цветник «Клумба для бабочек» площадью  10 м2. Ежегодно цветник обновляется посадкой новых цветущих растений. По краям клумбы произрастает газонная трава – кормовая база для личинок (гусениц) бабочек. 

2. Местонахождение клумбы отметили на картосхеме пришкольной территории:

3. Для привлечения бабочек высадили травянистые растения по принципу непрерывного цветения:

Вид растений Фото Период вегетации
мальва лесная июнь – сентябрь
алиссум
(Снежный ковер)
июнь – октябрь
бархатцы королевские июнь – октябрь
хризантемы
(Artist Pink)
июль – октябрь
настурция майская май – октябрь

 

4. На клумбе отмечены насекомые:

Пчела медоносная
Крапивница
Стрекоза обыкновенная
Перламутровка блестящая
свернуть

Задание 1.12

Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории школы «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

Дата выполнения: сентябрь - апрель 2020 - 2024 гг.
Участники: IV-VII, IX, XI (195 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В. и Новицкая И.А., учителя биологии, Лелевич А.Г., школьный садовник
Выполнение задания:
1. За период с сентября 2020 г. по апрель 2024 г. учащиеся совместно с учителями и родителями на территории школы посадили более 200 декоративных и плодово-ягодных деревьев.

Список видов посаженных деревьев и кустарников:

Вид растений Количество Цель посадки
Туя западная Смарагд 130 25 апреля 2020 года в рамках акции “Белые журавли” к 75-летию Победы на территории школы учащиеся IV-VII классов высадили туи для Аллеи Памяти.
17 апреля 2021 г. учащиеся, родители и учителя школы приняли участие в республиканском субботнике. В рамках субботника было проведено благоустройство школьной территории путем посадки туи западной Смарагд.
Рябина обыкновенная 26

Учащиеся IX и XI классов в 2020 году заложили начало аллеи выпускников. Учащиеся IX классов посадили молодые деревья рябины обыкновенной, а учащиеся XI классов – клена остролистного. Традицию продолжили и выпускники 2022 года.

Клен остролистный 9
Яблоня домашняя 30

21 октября 2022 г. администрация школы, активисты ОО «БРПО» и родители присоединились к Республиканской акции “Сад надежды”, реализующейся в стране в Год исторической памяти

Барбарис обыкновенный 5

30 апреля 2024 г. пионерский десант учащихся 8 классов облагородили  приусадебный участок школы в рамках Республиканской благотворительной акции "Сад надежды"

Рододендрон 5
Черешня 5

2. Создан и обозначен на картосхеме территории школы «дикий луг» площадью 25 мдля увеличения разнообразия птиц и насекомых.

свернуть

Задание 1.13

Посетить и собрать информацию о ближайшей к школе особо охраняемой природной территории (ООПТ)

Дата выполнения: апрель – май 2021 - 2024 гг.
Участники: VIII к, з, и (65 учащихся)
Ответственный: Давыдик О.В., учитель биологии
Выполнение задания:
1. В 2.5 км от школы находится ООПТ ботанический памятник природы местного значения “Лесопарк “Румлево”. Памятник природы и садово-паркового искусства парк «Румлево» был образован в Гродно в конце XVIII века. В 1993 году парк получил статус памятника природы. Тут встречаются многие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Беларуси. На основании статьи 37 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» Гродненский городской исполнительный комитет 24 апреля 2019 г. преобразовал памятник природы местного значения «Лесопарк «Румлево» в ботанический памятник природы местного значения «Лесопарк «Румлево» в связи с изменением его границ, режима охраны и использования.
2. На территории лесопарка “Румлево” произрастают дикорастущие растения, включенные в Красную Книгу Республики Беларусь.

Вид растения Категория охраны Фото
Многоножка обыкновенная
(Polypodium vulgare L.)
IV

3. Картосхему (красной точкой отмечено место произрастания многоножки обыкновенной) и фото растения разместили на стенде в кабинете биологии:

свернуть
поделиться в:

Обратите внимание:

Интернет-ресурсы: