План работы
по выполнению заданий на подтверждение
статуса «Зелёная школа»
на 2023/2024 учебный год
План работы
по выполнению заданий на подтверждение
статуса «Зелёная школа»
на 2023/2024 учебный год
Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования
Дата выполнения: сентябрь 2024 г.
Участники: IV з (27 учащихся)
Ответственные: Беняш А.Ч. и Макаревич Н.А., учителя начальных классов
Выполнение задания:
В сентябре месяце учащиеся IV класса провели изучение состава и количества образующихся отходов в школе.
Качественный состав категорий отходов
Категории отходов | Состав |
Бумага и картон | Листы из тетрадей, исписанные тетради, упаковочная бумага, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы |
Пищевые отходы | Огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов, бананов |
Пластик (полиэтилен) | Пластиковые бутылки от напитков, упаковки от йогурта, ручки, поломанные линейки, обложки от книг и тетрадей |
Другие отходы | Упаковочные материалы из полимеров от чипсов, конфет, печенья, соков, кукурузных палочек |
Количественный состав категории отходов в школе за день
Категории отходов |
Масса, г |
% состав от общей массы |
Бумага и картон | 3450 | 30 |
Пищевые отходы | 4500 | 38 |
Пластик (полиэтилен) | 2530 | 22 |
Другие отходы | 1120 | 10 |
Всего | 11600 |
Разработать план действий по минимизации объемов отходов в школе раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья
Дата выполнения: сентябрь 2020 г. – май 2024 г.
Участники: XI классы (35 учащихся)
Ответственные: Беняш А.Ч. и Макаревич Н.А., учителя начальных классов
Цель: Вовлечение учащихся, родителей и учителей в правильное управление отходами внутри школы.
1. Составлен план действий по минимизации отходов в школе.
Выполнить план действий
по минимизации отходов в школе
Дата выполнения: сентябрь - май 2020 - 2024 гг.
Участники: I – XI классы (190 учащихся)
Ответственные: Беняш А.Ч., Макаревич Н.А. и Цагельник Е.И. учителя начальных классов, Лешневский Р.С., учитель английского языка, Ходько Т.А., педагог-организатор, Баранова К.А., учитель биологии
Выполнение задания:
В течении учебного года реализованы мероприятия плана по минимизации отходов в школе:
а) По сбору макулатуры в школе ежегодно проходит акция «Собери макулатуру-сохрани дерево».
В ноябре 2020 г. учащимися I – XI классов было собрано 1560 кг, по итогам сбора макулатуры подведены итоги “Кто больше?”. В мае 2021 г. было собрано 1100 кг макулатур, в апреле 2022 г. – 1400 кг, в апреле 2023 г. - 120 кг и в апреле 2024 г. - 1350 кг.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
б) В марте 2021 г. учащиеся II – IV классов приняли участие в школьном конкурсе поделок «Вторая жизнь пластика»:
II Б | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
II Е | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
III Г | ![]() |
![]() |
||
III Ж | ![]() |
![]() |
![]() |
|
IV А | ![]() |
![]() |
![]() |
в) «Ненужных вещей нет» - именно так считают учащиеся нашей школы, которые приняли активное участие в экологической выставке-акции «Вторая жизнь ненужных вещей» в рамках предметной недели "ГЕО_ХИМ_БИО защита окружающей среды в апреле 2023/2024 учебного года. Используя свои умелые руки и фантазию, учащиеся 7-8 классов попытались «вдохнуть вторую жизнь» уже использованным, ненужным предметам.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
г) Для привлечения учащихся II – IV классов к участию в благотворительной акции «Добрые крышечки» в апреле 2021 г. провели внеклассные практические занятия “Крышечки в обмен на жизнь”.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Инициативу по сбору крышечек в 2021/2022 учебном году подхватили учащиеся 2 “Е” класса под руководством классного руководителя Цагельник Е.И.
![]() |
![]() |
Учащиеся 6 классов – участники Республиканского проекта “Тимуровцы.by” приняли участие в 2022 г. в социально-экологическом проекте “Новая жизнь в обмен на крышечки”.
![]() |
![]() |
![]() |
В августе 2023 года на территории школы установлены металлические конструкции в виде деревьев для сбора крышечек.
![]() |
![]() |
В 2023/2024 учебном году в школе прошла акция "Собери крышечки - подари жизнь".
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
д) Осенью, весной и летом провели акцию среди учащихся III – IV классов «Нам уютно на школьном дворе» по уборке опавших листьев и скошенной травы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
3. Для снижения образования объемов отходов разработали памятки, которые разместили в кабинетах школы.
![]() |
![]() |
С 12 апреля по 14 мая 2021 г. учащиеся II б, IV з и X б классов в составе команды “Вольтов столб” приняли участие в конкурсе проектов «Разрядка» – сдай батарейку, сохрани город и планету» при поддержке проекта международной технической помощи «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне».
На протяжении конкурса учащимися I – XI классов было собрано 107 кг отработанных батареек, которые были переданы для утилизации предприятию “Брест-ВТИ”.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Создать на территории учреждения образования приспособление для компостирования органических отходов
Дата выполнения: ноябрь 2021 г. – май 2022 г.
Участники: IX – XI классы (45 учащихся)
Ответственные: Беняш А.Ч. и Макаревич Н.А., учителя начальных классов, Лелевич А.Г., школьный садовник
Выполнение задания:
1. Для компостной ямы (ширина и глубина 1,5 м) выбрали дренированный участок, защищенный от солнца и ветра, расположенный вдали от влаголюбивых растений. Для отвода лишней влаги и защиты от сорняков дно устлали грубым материалом: соломой, битым кирпичом и гравием.
2. Разработали памятки о правилах закладки и комбинирования растительных отходов.
3. В подготовленную яму поместили деревянный ящик для трансформации растений в компост.
4. Учащиеся начальной школы первую скошенную траву заложили в компостную яму.
![]() |
![]() |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче
Дата выполнения: январь – февраль 2021 г.
Участники: I – IV классы (730 учащихся)
Ответственные: Макаревич Н.А., учитель начальных классов
Выполнение задания:
1. Анкетирование учащихся и их родителей по вопросам раздельного сбора мусора. В анкетировании приняли участие 27 семей IV “З” класса.
Вопросы анкеты:
1. Как часто учащиеся и их родители бросали мусор в неположенном месте, какой именно мусор они бросали?
27 семей ответили, что выбрасывают мусор в мусорные корзины, контейнеры, урны. Мусором является: пластиковые бутылки, упаковки от сладостей.
2. Считаете ли Вы верным высказывание «Бросать мусор в неположенном месте нельзя»?
Выяснили, что все опрошенные считают, что бросать мусор в неположенном месте нельзя.
3. Знаете ли Вы, что скопление мусора на планете стало мировой проблемой?
Значительная часть опрошенных отдаёт себе отчёт в том, что скопление мусора на планете стало экологической проблемой.
4. Сортируете ли вы домашний мусор?
Выяснилось, что 20 семей сортируют мусор, 4 семьи делают это иногда, 3 семьи – не сортируют бытовые отходы.
5. Можно ли использовать бытовые отходы в других целях? (вопрос был родителям)
13 семей ответили, что можно использовать в других целях, 5 семей затруднились ответить на этот вопрос, а 9 семей ответили, что используют бытовые отходы в других целях.
После опроса учащиеся IV «З» класса начали сортировать мусор не только в школе, но и дома. До этого многие отсортировывали только бумагу и картон.
2. Изучение состава и количества бытовых отходов в домашних условиях.
Исходя из результатов анкетирования было решено провести эксперимент и узнать, сколько мусора выбрасывает в среднем семья за неделю, месяц, год. Опыт проводили с 15 по 28 февраля 2021.
Ход исследования:
1. Расскажите всем домашним о важности рационального использования ресурсов.
2. Определите роль каждого члена семьи в проводимом исследовании.
3. Оговорите точные сроки проведения (лучше всего 7 дней).
4. Выберете оптимальную для вас методику анализа (каждый день или в конце недели)
5. Если вы решили, что проводить анализ будете в конце недели, то лучше собирать мусор каждый день в отдельный мешок, делая соответствующие отметки.
6. Если вы проводите ежедневный анализ, то:
– взвесьте мусор, собранный за день (масса мусора),
– рассортируйте мусор на группы: бумага, стекло, металл, пластик, отходы, не подлежащие вторичному использованию (если у вас есть дача, то выделите группу «для компостирования»),
– взвесьте всё по отдельности.
В течение недели собирали весь домашний мусор раздельно в 4 пакета: пищевые отходы, бумага и картон, пластик, стекло. Мусор сортировали, а затем взвешивали.
Изучение состава и количества образующихся отходов было изучено в семьях 4 учащихся.
![]() |
![]() |
Данилович Дмитрий, IV «З» | Ходько Ника, V «А» |
![]() |
![]() |
Никифарович Кирилл, II «Б» | Детченя Иван, V «А» |
Усредненные за неделю результаты внесли в таблицу
Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования | Вес отходов, граммы | Процентный состав |
|||
За день | За неделю | За месяц | За год | ||
Макулатура | 250 | 2150 | 8500 | 114250 | 23.3% |
Пластик | 200 | 1100 | 7000 | 89500 | 18.2% |
Стекло | 150 | 1250 | 5500 | 61250 | 12.4% |
Металл | 175 | 1325 | 4250 | 70375 | 1.4% |
Для компостирования | 350 | 2450 | 9800 | 117650 | 23.9% |
Другие отходы, не подлежащие вторичному использованию или переработке | 115 | 805 | 3220 | 38640 | 7.8% |
Общее количество мусора | 1625 | 9550 | 49550 | 491525 | 100% |
Вывод исследования: проведено изучение состава и источников образования мусора на протяжении 7 дней в домашних условиях. Домашние отходы были рассортированы и взвешены ежедневно. Получилось 6 категорий фракций отходов. Среди всего мусора было больше всего органических отходов (23,9%), которые в дальнейшем использовались для компостирования на дачных участках семей. Остальные 4 группы мусора (макулатура, пластик, металл и стекло) были собраны и сданы на дальнейшую (вторичную) переработку.
С результатами своих исследовании учащиеся познакомили на классных часах I – IV классы.
3. Учащиеся, которые изучали состав образующихся отходов в своих семьях, разработали памятки по минимизации отходов в домашних условиях. Памятки разместили в кабинетах начальной школы.
![]() |
![]() |
![]() |
4. Учащиеся начальной школы приняли участие в конкурсе рисунков «Дети – за чистую планету!».
5. На классных часах в форме устного журнала учащиеся III – IV классов закрепили правила поведения в природе.
![]() |
![]() |