РУ БЕ EN

Качество атмосферного воздуха

План работы 

по выполнению заданий на подтверждение
статуса «Зелёная школа»

на 2023/2024 учебный год

Задание 5.1

Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)

Дата выполнения: декабрь – апрель 2020 - 2024 гг.
Участники: IХ а (26 учащихся), IХ б (26 учащихся), IХ е (28 учащихся).
Ответственный: Новицкая И.А. , учитель биологии
Выполнение задания:
Изучили степень загрязнения атмосферного воздуха на основе биоиндикационных свойств сосны обыкновенной (Pínus sylvéstris L.) в микрорайоне учреждения образования.
1. Для проведения исследования выбрали три пробные площадки:
Участок № 1 – лесной массив вблизи Песковского асфальто-бетонного завода Мостовского района Гродненской области.
Участок № 2 – лесопарк в районе Кургана Славы г. Гродно.
Участок №3 – лесной массив возле микрорайона Погораны – Кошевники г. Гродно (контроль).
2. Сбор материала проводили в декабре 2020 года и январе 2024 года с веток второго и третьего года жизни.

На каждом участке собрали хвою с пяти сосен в количестве 100 штук.

Визуально распределили хвою по группам с учетом класса повреждения:
1 класс – хвоя без пятен;
2 класс – хвоя с небольшим числом мелких пятен;
3 класс – с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные – во всю ширину хвои.
Определили класс усыхания хвои:
1 класс – на хвоинках нет сухих участков;
2 класс – на хвоинках усох кончик 2–5 мм;
3 класс – усохла 1/3 хвоинки;
4 класс – вся или большая часть хвоинки сухая.
Подсчитали количество хвоинок в каждой группе.
3. Результаты исследований показали, что наибольшее количество хвои третьего класса повреждения было собрано на участке №1-29 штук, больше всего хвои первого класса с наименьшим количеством повреждений  зафиксировали на участке №2–27 штук (рис. 1).

Рис. 1 Распределение хвоинок по классам повреждения

Наибольшее количество хвои 4 класса усыхания выявили на участке №1 – 2 штуки, на втором и третьем участках –  по 1 хвои.

Рис. 2 Распределение хвоинок по классам усыхания

Больше всего хвои с усыханием  обнаружили на участке №1 – 14 штук, меньше всего на участке №2 – 5 штук.

Вывод: При сравнении степени повреждения и усыхания хвои, определили, что воздух наиболее загрязнен в лесном массиве в районе Песковского асфальто-бетонного завода. Это доказывает то, что при производстве асфальта и бетона, в атмосферу попадает диоксид серы, который негативно влияет на развитие сосны обыкновенной, так как она чувствительна к данному соединению.

свернуть

Задание 5.2

Определить степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: январь – февраль, апрель 2020 - 2024 гг.
Участники: IX а (4 учащихся)
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
Выполнение задания:
1. Изучили степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков методом биоиндикации и физико-химическим методом.

Биоиндикационный метод
Сбор снега произвели с трех участков микрорайона Вишневец:
– участок №1 – лесной массив вблизи дер. Погораны,
– участок №2 – территория школы (ул. Кремко),
– участок №3 – автотрасса микрорайона (Индурское шоссе).
В качестве контроля использовали питьевую воду.

участок №1 участок №2 участок №3

 

Для посева отобрали по 150 семян кресс-салата (сорт кресс-салат обыкновенный) и горчицы (сорт горчица салатная Муравка), которые поместили в чашки Петри. На дно каждой из них налили талую воду. В течение 10 дней наблюдали за развитием семян и появлением проростков. В ходе работы определили сроки прорастания семян.

Результаты наблюдений по каждой пробе занесли в таблицу:

дата кресс-салат
(количество проросших семян)
горчица
(количество проросших семян)
01.02.2021
02.02.2021
03.02.2021
04.02.2021
05.02.2021 80 79 60 88 47 42 26 40
06.02.2021 87 83 64 97 52 59 32 46
07.02.2021 96 97 67 104 58 63 38 50
08.02.2021 99 101 75 112 83 74 59 72
09.02.2021 106 107 77 122 92 88 67 80
10.02.2021 117 114 78 124 110 107 79 115

 

Дата прорастания семян Фото прорастания

 

кресс-салата

Фото прорастания

 

горчицы

05.02.2021
06.02.2021
07.02.2021
08.02.2021
09.02.2021
10.02.2021

 

На основании этих данных построили гистограммы:

Вывод: Количество семян кресс-салата, горчицы, проросших при поливе талой водой с территории школы, лесного массива и питьевой водой близки по значению. Количество семян, проросших на талой воде, взятой с автотрассы несколько меньше.

Физико-химический метод
После отбора проб, снег сутки самостоятельно таял.
В пробах талой воды определили: цвет, запах, прозрачность, кислотность, химические загрязнители.

Рис.1. Определение прозрачности

Рис.2. Определение кислотности проб

Рис.3. Качественное определение
ионов хлора

Рис.4. Определение сульфат ионов (качественное)

Рис.5. Обнаружение катионов меди

Рис.6. Обнаружение органических веществ

 

Результаты физико-химического метода представили в таблице:

Характеристика Место отбора образцов снега
автотрасса лесной массив территория школы
1 Цвет (снега) светло-серый белый белый
2 Запах с запахом без запаха без запаха
3 Прозрачность 23 см 42 см 38 см
4 Кислотность среды 7 6 6
5 Хлориды +
6 Сульфаты
7 Ионы меди
8 Органические вещества +

Вывод: В пробах талого снега с автотрассы присутствуют ионы хлора, органические вещества. Прозрачность, запах, цвет, кислотность талой воды с автотрассы отличается по своим показателям от соответствующих проб с леса и территории школы.

В апреле-мае 2024 г. учащиеся представили практико-ориентированные экологические проекты по тематике изменения климата на конкурс «Сохраним климат вместе»:
-  Горошко Нелли и Святохо Виктория, учащиеся 7 класса (2 место в номинации «Адаптируемся к климатическим изменениям»),
- Юрчик Дарья, учащаяся 10  класса (3 место в номинации «Снижаем углеродный след»).

В июне 2024 г. победители конкурса "Сохраним климат вместе" приняли участие в Республиканской летней тематической школе "Климатическая шкатулка" в Национальном детском технопарке.



свернуть

Задание 5.3

Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: ноябрь –  апрель 2021 - 2024 гг.
Участники: X а, б (19 учащихся)
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
Выполнение задания: 1. Исследования провели на участках двух дорог возле школы. На данных участках установлены “лежачие полицейские” и достаточно большая интенсивность движения транспорта.

Для определения концентрации углерода использовали формулу оценки концентрации угарного газа – K(CO):

K(CO) = (0,5 + 0,01*N*Kт)*Ka*Ky*Kc*Kв*Кп,

где 0,5 – фоновое загрязнение воздуха нетранспортного происхождения, мг/м3;
N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей/час;
Kт – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО;
Ка – коэффициент, учитывающий аэрацию местности (для городских улиц и дорог с многоэтажной застройкой с двух сторон Ка=1);
Ку – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха СО в зависимости от величины продольного уклона (Ку=1.07);
Кс – коэффициент, учитывающий изменение концентрации углерода в зависимости от скорости ветра;
Кв – коэффициент относительной влажности воздуха;
Кп – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха СО у пересечений (на дорогах со сниженной скоростью КП=1.9).

 Интенсивность движения автомобилей на городской дороге

Дата Время наблюдения, ч
(час пик)
Скорость ветра, м/с /относительная влажность, % Количество автомобилей разных видов, шт N
легковой грузовой автобус
15.04.2022 (пятница) 8.00-9.00 2/80 156 12 7 175
13.00-14.00 4/80 108 16 6 130
18.00-19.00 5/90 146 10 4 160
17.04.2022 (воскресенье) 8.00-9.00 3/80 120 7 3 130
13.00-14.00 5/50 134 4 138
18.00-19.00 4/50 86 2 1 89
02.05.2022 (понедельник) 8.00-9.00 2/80 168 10 6 184
13.00-14.00 3/50 150 18 7 175
18.00-19.00 2/60 150 14 4 168

Коэффициент токсичности автомобилей (Кт) определяется для потока автомобилей по формуле:
Кт = Σ Рі*Кті,
где Рі – состав автотранспорта в долях единицы
Значение коэффициента Кті:
1 – для легковых автомобилей,
2.9 – для грузовых машиг,
3.7 – для автобусов

Пример расчета коэффициента токсичности автомобилей Кт в пятницу (15.04.2022) в интервал времени – 13.00- 14.00:

Рі (легковой) = 108/130 = 0,831;
Рі (грузувой) = 16/130 = 0,123;
Рі (автобус) = 6/130 = 0,046
Кт = 0,831*1,0+ 0,123*2,9 + 0,046*3,7 = 1,36

Дата Время наблюдения, ч Кт
15.04.2022 (пятница) 8.00-9.00 1,24
13.00-14.00 1,36
18.00-19.00 1,19
17.04.2022 (воскресенье) 8.00-9.00 1,17
13.00-14.00 0,99
18.00-19.00 1,07
02.05.2022 (понедельник) 8.00-9.00 1,17
13.00-14.00 1,30
18.00-19.00 1,20

Значение коэффициента Кс – определяется по таблице:

Скорость ветра, м/с Кс
1 2,7
2 2,0
3 1,5
4 1,2
5 1,05

Значение коэффициента Кв – определяется по таблице:

Относительная влажность, % Кв
90 1,30
80 1,15
60 0,85
50 0,75

Пример расчета концентрации угарного газа К(СО) в пятницу (15.04.2022) в интервал времени – 8.00- 9.00:

К(СО) = (0,5 + 0,01*175*1,24)*1*1,07*2*1,15*1,9 = 12,48

Подставляя значения коэффициентов, рассчитали уровень загрязнения атмосферного воздуха по концентрации углерода:

Дата Время наблюдения, ч

К(СО), мг/м3

15.04.2022 (пятница) 8.00-9.00 12,48
13.00-14.00 6,36
18.00-19.00 6,67
17.04.2022 (воскресенье) 8.00-9.00 7,09
13.00-14.00 3
18.00-19.00 2,66
02.05.2022 (понедельник) 8.00-9.00 12,4
13.00-14.00 6,35
18.00-19.00 8,7
Среднее значение 7,30

Вывод: Предельно допустимая концентрация выбросов автотранспорта по окиси углерода (СО) равно 5 мг/м3. Среднее значение К(СО) по нашим исследованиям 7 мг/м3, что связано с повышенной интенсивностью движения автотранспорта.
Для учащихся «лежачие полицейские» создают безопасность при переходе улицы, а для окружающей среды – увеличивают концентрацию вредных веществ (угарный газ).
Количество автомобилей, проезжающих в час по улицам, не превышает предельно допустимого количества (200 авто/час).

В апреле 2024 г. Антушевич Ксения, Криштопович Вероника и Рукша Ульяна, учащиеся 10 класса химико-биологического профиля приняли участие в Республиканском конкурсе видеороликов, посвященных вопросам изменения климата и чистой энергии «Климат меняется, пора и нам!» с целью формирования экологической культуры учащихся, воспитания бережного отношения к природным ресурсам в номинации "Личные экопривычки для сокращения выбросов парниковых газов в быту (уменьшение углеродного следа)".

свернуть

Задание 5.4

Выявить причины загрязнения атмосферного
воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: октябрь 2020 г. – апрель 2024 г.
Участники: VIII а, б (16 учащихся) и IX а (4 учащихся),
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
Выполнение задания:
1. Основным источником загрязнения в микрорайоне школы является автомобильный транспорт. Автомобили выделяют выхлопные газы, которые содержат токсические вещества – углеводороды и угарный газ.
2. Учащиеся VIII и IX классов разработали памятки по снижению выхлопов токсических веществ: для водителей автомобилей, для учащихся и их родителей и технических работников школы:

свернуть

Задание 5.5

Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Дата выполнения: август 2021 - 2024 гг.
Участники: X а, б (30 учащихся)
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
1. Совместно с учащимися разработали план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.

2. План разместили на стенде в кабинете химии и на сайте школы.

 

свернуть

Задание 5.6

Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: сентябрь 2021 г. – май 2024 г.
Участники:
 X а, б (30 учащихся)
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
Выполнение задания:
1. В сентябре, октябре 2021 г., апреле 2022 г., октябре 2022 г.апреле 2024 г. учащиеся и учителя приняли участие в мероприятиях по благоустройству территории школы.
2.  22 сентября учителя и учащиеся школы принимают ежегодно участие в акция «День без автомобиля».

 

3. 21 марта проводиться ежегодная акция «День Леса».
Учителя школы в 2021 г. написали экопожелания для леса.

В 2024 г. в фойе школы прошла акция-пожелания "Экологические проблемы глазами учащихся и пути их решения". Активисты 9 "Б" напомнили учащимся о том, что сохранность нашей планеты в руках каждого из нас.

Учащиеся 6 классов знакомятся с экосистемой лес – “легкими Земли”. Юные натуралисты на уроках выделяют ярусы в лесу, распределяют виды растений и животных по ярусам.

А во время экскурсий в 7 классе применяют полученные знания на практике - определяют видовой состав древесных растений на примере памятника природы "Лесопарк "Румлево".

В рамках Дня Земли проводится серия интегрированных уроков для учащихся 7 классов по изучению и изменению климатических особенностей регионов земли.

На уроках в 7 классах при изучении строения цветка учащиеся узнают не только о значении пестиков и тычинок, но учатся бережному отношению к природе, рассуждая над словами датского сказочника Х. К. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

свернуть

Обратите внимание:

Интернет-ресурсы: