План работы
по выполнению заданий на подтверждение
статуса «Зелёная школа»
на 2023/2024 учебный год
План работы
по выполнению заданий на подтверждение
статуса «Зелёная школа»
на 2023/2024 учебный год
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)
Дата выполнения: декабрь – апрель 2020 - 2024 гг.
Участники: IХ а (26 учащихся), IХ б (26 учащихся), IХ е (28 учащихся).
Ответственный: Новицкая И.А. , учитель биологии
Выполнение задания:
Изучили степень загрязнения атмосферного воздуха на основе биоиндикационных свойств сосны обыкновенной (Pínus sylvéstris L.) в микрорайоне учреждения образования.
1. Для проведения исследования выбрали три пробные площадки:
Участок № 1 – лесной массив вблизи Песковского асфальто-бетонного завода Мостовского района Гродненской области.
Участок № 2 – лесопарк в районе Кургана Славы г. Гродно.
Участок №3 – лесной массив возле микрорайона Погораны – Кошевники г. Гродно (контроль).
2. Сбор материала проводили в декабре 2020 года и январе 2024 года с веток второго и третьего года жизни.
На каждом участке собрали хвою с пяти сосен в количестве 100 штук.
Визуально распределили хвою по группам с учетом класса повреждения:
1 класс – хвоя без пятен;
2 класс – хвоя с небольшим числом мелких пятен;
3 класс – с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные – во всю ширину хвои.
Определили класс усыхания хвои:
1 класс – на хвоинках нет сухих участков;
2 класс – на хвоинках усох кончик 2–5 мм;
3 класс – усохла 1/3 хвоинки;
4 класс – вся или большая часть хвоинки сухая.
Подсчитали количество хвоинок в каждой группе.
3. Результаты исследований показали, что наибольшее количество хвои третьего класса повреждения было собрано на участке №1-29 штук, больше всего хвои первого класса с наименьшим количеством повреждений зафиксировали на участке №2–27 штук (рис. 1).
Рис. 1 Распределение хвоинок по классам повреждения
Наибольшее количество хвои 4 класса усыхания выявили на участке №1 – 2 штуки, на втором и третьем участках – по 1 хвои.
Рис. 2 Распределение хвоинок по классам усыхания
Больше всего хвои с усыханием обнаружили на участке №1 – 14 штук, меньше всего на участке №2 – 5 штук.
Вывод: При сравнении степени повреждения и усыхания хвои, определили, что воздух наиболее загрязнен в лесном массиве в районе Песковского асфальто-бетонного завода. Это доказывает то, что при производстве асфальта и бетона, в атмосферу попадает диоксид серы, который негативно влияет на развитие сосны обыкновенной, так как она чувствительна к данному соединению.
Определить степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: январь – февраль, апрель 2020 - 2024 гг.
Участники: IX а (4 учащихся)
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
Выполнение задания:
1. Изучили степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков методом биоиндикации и физико-химическим методом.
Биоиндикационный метод
Сбор снега произвели с трех участков микрорайона Вишневец:
– участок №1 – лесной массив вблизи дер. Погораны,
– участок №2 – территория школы (ул. Кремко),
– участок №3 – автотрасса микрорайона (Индурское шоссе).
В качестве контроля использовали питьевую воду.
участок №1 | участок №2 | участок №3 |
Для посева отобрали по 150 семян кресс-салата (сорт кресс-салат обыкновенный) и горчицы (сорт горчица салатная Муравка), которые поместили в чашки Петри. На дно каждой из них налили талую воду. В течение 10 дней наблюдали за развитием семян и появлением проростков. В ходе работы определили сроки прорастания семян.
Результаты наблюдений по каждой пробе занесли в таблицу:
дата | кресс-салат (количество проросших семян) |
горчица (количество проросших семян) |
||||||
01.02.2021 | – | – | – | – | – | – | – | – |
02.02.2021 | – | – | – | – | – | – | – | – |
03.02.2021 | – | – | – | – | – | – | – | – |
04.02.2021 | – | – | – | – | – | – | – | – |
05.02.2021 | 80 | 79 | 60 | 88 | 47 | 42 | 26 | 40 |
06.02.2021 | 87 | 83 | 64 | 97 | 52 | 59 | 32 | 46 |
07.02.2021 | 96 | 97 | 67 | 104 | 58 | 63 | 38 | 50 |
08.02.2021 | 99 | 101 | 75 | 112 | 83 | 74 | 59 | 72 |
09.02.2021 | 106 | 107 | 77 | 122 | 92 | 88 | 67 | 80 |
10.02.2021 | 117 | 114 | 78 | 124 | 110 | 107 | 79 | 115 |
Дата прорастания семян | Фото прорастания
кресс-салата |
Фото прорастания
горчицы |
05.02.2021 | ||
06.02.2021 | ||
07.02.2021 | ||
08.02.2021 | ||
09.02.2021 | ||
10.02.2021 |
На основании этих данных построили гистограммы:
Вывод: Количество семян кресс-салата, горчицы, проросших при поливе талой водой с территории школы, лесного массива и питьевой водой близки по значению. Количество семян, проросших на талой воде, взятой с автотрассы несколько меньше.
Физико-химический метод
После отбора проб, снег сутки самостоятельно таял.
В пробах талой воды определили: цвет, запах, прозрачность, кислотность, химические загрязнители.
Рис.1. Определение прозрачности |
Рис.2. Определение кислотности проб |
Рис.3. Качественное определение |
Рис.4. Определение сульфат ионов (качественное) |
Рис.5. Обнаружение катионов меди |
Рис.6. Обнаружение органических веществ |
Результаты физико-химического метода представили в таблице:
№ | Характеристика | Место отбора образцов снега | ||
автотрасса | лесной массив | территория школы | ||
1 | Цвет (снега) | светло-серый | белый | белый |
2 | Запах | с запахом | без запаха | без запаха |
3 | Прозрачность | 23 см | 42 см | 38 см |
4 | Кислотность среды | 7 | 6 | 6 |
5 | Хлориды | + | – | – |
6 | Сульфаты | – | – | – |
7 | Ионы меди | – | – | – |
8 | Органические вещества | + | – | – |
Вывод: В пробах талого снега с автотрассы присутствуют ионы хлора, органические вещества. Прозрачность, запах, цвет, кислотность талой воды с автотрассы отличается по своим показателям от соответствующих проб с леса и территории школы.
В апреле-мае 2024 г. учащиеся представили практико-ориентированные экологические проекты по тематике изменения климата на конкурс «Сохраним климат вместе»:
- Горошко Нелли и Святохо Виктория, учащиеся 7 класса (2 место в номинации «Адаптируемся к климатическим изменениям»),
- Юрчик Дарья, учащаяся 10 класса (3 место в номинации «Снижаем углеродный след»).
В июне 2024 г. победители конкурса "Сохраним климат вместе" приняли участие в Республиканской летней тематической школе "Климатическая шкатулка" в Национальном детском технопарке.
Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: ноябрь – апрель 2021 - 2024 гг.
Участники: X а, б (19 учащихся)
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
Выполнение задания: 1. Исследования провели на участках двух дорог возле школы. На данных участках установлены “лежачие полицейские” и достаточно большая интенсивность движения транспорта.
Для определения концентрации углерода использовали формулу оценки концентрации угарного газа – K(CO):
K(CO) = (0,5 + 0,01*N*Kт)*Ka*Ky*Kc*Kв*Кп,
где 0,5 – фоновое загрязнение воздуха нетранспортного происхождения, мг/м3;
N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей/час;
Kт – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в атмосферный воздух СО;
Ка – коэффициент, учитывающий аэрацию местности (для городских улиц и дорог с многоэтажной застройкой с двух сторон Ка=1);
Ку – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха СО в зависимости от величины продольного уклона (Ку=1.07);
Кс – коэффициент, учитывающий изменение концентрации углерода в зависимости от скорости ветра;
Кв – коэффициент относительной влажности воздуха;
Кп – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха СО у пересечений (на дорогах со сниженной скоростью КП=1.9).
Интенсивность движения автомобилей на городской дороге
Дата | Время наблюдения, ч (час пик) |
Скорость ветра, м/с /относительная влажность, % | Количество автомобилей разных видов, шт | N | ||
легковой | грузовой | автобус | ||||
15.04.2022 (пятница) | 8.00-9.00 | 2/80 | 156 | 12 | 7 | 175 |
13.00-14.00 | 4/80 | 108 | 16 | 6 | 130 | |
18.00-19.00 | 5/90 | 146 | 10 | 4 | 160 | |
17.04.2022 (воскресенье) | 8.00-9.00 | 3/80 | 120 | 7 | 3 | 130 |
13.00-14.00 | 5/50 | 134 | 4 | – | 138 | |
18.00-19.00 | 4/50 | 86 | 2 | 1 | 89 | |
02.05.2022 (понедельник) | 8.00-9.00 | 2/80 | 168 | 10 | 6 | 184 |
13.00-14.00 | 3/50 | 150 | 18 | 7 | 175 | |
18.00-19.00 | 2/60 | 150 | 14 | 4 | 168 |
Коэффициент токсичности автомобилей (Кт) определяется для потока автомобилей по формуле:
Кт = Σ Рі*Кті,
где Рі – состав автотранспорта в долях единицы
Значение коэффициента Кті:
1 – для легковых автомобилей,
2.9 – для грузовых машиг,
3.7 – для автобусов
Пример расчета коэффициента токсичности автомобилей Кт в пятницу (15.04.2022) в интервал времени – 13.00- 14.00:
Рі (легковой) = 108/130 = 0,831;
Рі (грузувой) = 16/130 = 0,123;
Рі (автобус) = 6/130 = 0,046
Кт = 0,831*1,0+ 0,123*2,9 + 0,046*3,7 = 1,36
Дата | Время наблюдения, ч | Кт |
15.04.2022 (пятница) | 8.00-9.00 | 1,24 |
13.00-14.00 | 1,36 | |
18.00-19.00 | 1,19 | |
17.04.2022 (воскресенье) | 8.00-9.00 | 1,17 |
13.00-14.00 | 0,99 | |
18.00-19.00 | 1,07 | |
02.05.2022 (понедельник) | 8.00-9.00 | 1,17 |
13.00-14.00 | 1,30 | |
18.00-19.00 | 1,20 |
Значение коэффициента Кс – определяется по таблице:
Скорость ветра, м/с | Кс |
1 | 2,7 |
2 | 2,0 |
3 | 1,5 |
4 | 1,2 |
5 | 1,05 |
Значение коэффициента Кв – определяется по таблице:
Относительная влажность, % | Кв |
90 | 1,30 |
80 | 1,15 |
60 | 0,85 |
50 | 0,75 |
Пример расчета концентрации угарного газа К(СО) в пятницу (15.04.2022) в интервал времени – 8.00- 9.00:
К(СО) = (0,5 + 0,01*175*1,24)*1*1,07*2*1,15*1,9 = 12,48
Подставляя значения коэффициентов, рассчитали уровень загрязнения атмосферного воздуха по концентрации углерода:
Дата | Время наблюдения, ч |
К(СО), мг/м3 |
15.04.2022 (пятница) | 8.00-9.00 | 12,48 |
13.00-14.00 | 6,36 | |
18.00-19.00 | 6,67 | |
17.04.2022 (воскресенье) | 8.00-9.00 | 7,09 |
13.00-14.00 | 3 | |
18.00-19.00 | 2,66 | |
02.05.2022 (понедельник) | 8.00-9.00 | 12,4 |
13.00-14.00 | 6,35 | |
18.00-19.00 | 8,7 | |
Среднее значение | 7,30 |
Вывод: Предельно допустимая концентрация выбросов автотранспорта по окиси углерода (СО) равно 5 мг/м3. Среднее значение К(СО) по нашим исследованиям 7 мг/м3, что связано с повышенной интенсивностью движения автотранспорта.
Для учащихся «лежачие полицейские» создают безопасность при переходе улицы, а для окружающей среды – увеличивают концентрацию вредных веществ (угарный газ).
Количество автомобилей, проезжающих в час по улицам, не превышает предельно допустимого количества (200 авто/час).
В апреле 2024 г. Антушевич Ксения, Криштопович Вероника и Рукша Ульяна, учащиеся 10 класса химико-биологического профиля приняли участие в Республиканском конкурсе видеороликов, посвященных вопросам изменения климата и чистой энергии «Климат меняется, пора и нам!» с целью формирования экологической культуры учащихся, воспитания бережного отношения к природным ресурсам в номинации "Личные экопривычки для сокращения выбросов парниковых газов в быту (уменьшение углеродного следа)".
Выявить причины загрязнения атмосферного
воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: октябрь 2020 г. – апрель 2024 г.
Участники: VIII а, б (16 учащихся) и IX а (4 учащихся),
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
Выполнение задания:
1. Основным источником загрязнения в микрорайоне школы является автомобильный транспорт. Автомобили выделяют выхлопные газы, которые содержат токсические вещества – углеводороды и угарный газ.
2. Учащиеся VIII и IX классов разработали памятки по снижению выхлопов токсических веществ: для водителей автомобилей, для учащихся и их родителей и технических работников школы:
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: август 2021 - 2024 гг.
Участники: X а, б (30 учащихся)
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
1. Совместно с учащимися разработали план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне школы.
2. План разместили на стенде в кабинете химии и на сайте школы.
Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: сентябрь 2021 г. – май 2024 г.
Участники: X а, б (30 учащихся)
Ответственные: Борис О.Н., учитель химии, Юхник А.П., учитель биологии
Выполнение задания:
1. В сентябре, октябре 2021 г., апреле 2022 г., октябре 2022 г., апреле 2024 г. учащиеся и учителя приняли участие в мероприятиях по благоустройству территории школы.
2. 22 сентября учителя и учащиеся школы принимают ежегодно участие в акция «День без автомобиля».
3. 21 марта проводиться ежегодная акция «День Леса».
Учителя школы в 2021 г. написали экопожелания для леса.
В 2024 г. в фойе школы прошла акция-пожелания "Экологические проблемы глазами учащихся и пути их решения". Активисты 9 "Б" напомнили учащимся о том, что сохранность нашей планеты в руках каждого из нас.
Учащиеся 6 классов знакомятся с экосистемой лес – “легкими Земли”. Юные натуралисты на уроках выделяют ярусы в лесу, распределяют виды растений и животных по ярусам.
А во время экскурсий в 7 классе применяют полученные знания на практике - определяют видовой состав древесных растений на примере памятника природы "Лесопарк "Румлево".
В рамках Дня Земли проводится серия интегрированных уроков для учащихся 7 классов по изучению и изменению климатических особенностей регионов земли.
На уроках в 7 классах при изучении строения цветка учащиеся узнают не только о значении пестиков и тычинок, но учатся бережному отношению к природе, рассуждая над словами датского сказочника Х. К. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».