План работы
по выполнению заданий на подтверждение статуса «Зелёная школа»
на 2021/2022 учебный год
План работы
по выполнению заданий на подтверждение статуса «Зелёная школа»
на 2021/2022 учебный год
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: апрель – май 2020 г., 2021 г., 2022 г.
Участники: VII д, е, з, и, к, м (141 учащийся), VIII а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м (440 учащихся), IX а, б, в, г, д, ж, з, и (129 учащихся), X а, б (10 учащихся)
Ответственный: Давыдик О.В., учитель биологии
Выполнение задания:
1. В рамках учебного занятия «Дикорастущие растения. Экскурсия № 3 Многообразие растений леса» совместно с учащимися провели описание травянистых растений (на примере раннецветущих первоцветов) на разработанном маршруте экотропы в южных окрестностях ботанического памятника природы местного значения «Лесопарк «Румлево».
Схема маршрута экотропы ботанического памятника природы «Лесопарк «Румлево»
Расстояние до экотропы от СШ №40 2,4 км. Протяженность экотропы 300 м.
Список травянистых растений
первоцветов лесопарка «Румлево»
Ветреница дубравная (Anemоne nemorоsa L.) |
![]() |
Ветреница лютиковая (Anemone ranunculoides L.) |
![]() |
Гусиный лук желтый (Gagea lutea L.) |
![]() |
Кислица обыкновенная (Oxalis acetosella L.) |
![]() |
Чистяк весенний (Ficaria verna Huds.) |
![]() |
Фиалка собачья (Viola canina L.) |
![]() |
Медуница неясная (Pulmonaria obscura Dumort.) |
![]() |
Копытень европейский (Asarum europaeum L.) |
![]() |
Хохлатка плотная (Corydalis solida L.) |
![]() |
Мать-и-мачеха обыкновенная (Tussilago farfara L.) |
![]() |
Печеночница благородная (Hepatica nobilis Mill.) |
![]() |
2. С целью сохранения биоразнообразия раннецветущих растений на маршрут экотропы нанесли места произрастания 11 видов первоцветов с помощью приложения Google Maps:
Для привлечения внимания населения по проблеме сбора первоцветов разработали памятку :
3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото раннецветущих растений и картосхему произрастания первоцветов.
4. Занесли информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растений лесопарка “Румлево” в онлайн базу данных florafauna.by.
В рамках проекта “Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне”, финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнёрстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь на тему “Восстановим нашу Землю!” приняли участие в феврале 2021 г. в конкурсе рисунков и видеороликов с видеороликом «Первоцветы биологического памятника природы “Лесопарк “Румлево” (авторы – Урбанович Елизавета, учащаяся X “В”, Гладкий Евгений, учащийся X “А”).
В рамках республиканского образовательного проекта “Лига знаний” в апреле-мае 2021 г. учащиеся 10 классов сняли видеопроект в номинации “Решение экологических проблем” – “Сохраним первоцветы вместе”.
Изучить изменчивость видового разнообразия
дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории школы, используя квадратную рамку со стороной в 1 м
Дата выполнения: май 2022 г.
Участники: VII з, и, к, м (20 учащийся)
Ответственные: Давыдик О.В. и Новицкая И.А., учителя биологии
Выполнение задания:
1. Выбрали 4 модельных площадки с различными условиями произрастания дикорастущих травянистых растений.
![]() |
![]() |
![]() |
|
2. Провели количественный и качественный анализ растений. При описании травянистого яруса учитывали видовой состав растений и проективное покрытие (ПП,%). Проективное покрытие – это площадь горизонтальной проекции всех растений одного вида, произрастающих на модельной площади по отношению к ее величине, определяли глазомерно.
Модельная площадка №1 (за школой, солнечное место, южная сторона) |
|
Вид | Проективное покрытие, % |
клевер ползучий | 30 |
подорожник ланцетовидный | 12 |
одуванчик лекарственный | 3 |
ежа сборная | 45 |
тысячелистник обыкновенный | 5 |
люцерна хмелевидная | 3 |
лядвенец рогатый | 2 |
Модельная площадка №2 (участок возле стадиона, вытаптываемый) |
|
ежа сборная | 65 |
подорожник ланцетовидный | 7 |
клевер ползучий | 18 |
тысячелистник обыкновенный | 10 |
Модельная площадка №3 (участок затененный, западная сторона) |
|
ежа сборная | 43 |
клевер ползучий | 26 |
люцерна хмелевидная | 18 |
кульбаба осенняя | 13 |
Модельная площадка №4 (впереди школы, северная сторона) |
|
подорожник ланцетовидный | 24 |
одуванчик лекарственный | 15 |
ежа сборная | 34 |
мятлик луговой | 27 |
Вывод: Большее видовое разнообразие отмечено на модельной площадке №1 (7 видов травянистых растений), что связано с произрастанием растений на солнечной стороне территории школы и отсутствием вытаптывания.
Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: апрель – май 2021 г., 2022 г.
Участники: VII д, е, з, и, к, м (141 учащийся), VIII а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м (445 учащихся), IX а, б, в, г, д, ж, з, и (124 учащихся)
Ответственный: Давыдик О.В., учитель биологии
Выполнение задания:
1. Совместно с учащимися провели описание аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников на территории ботанического памятника природы «Лесопарк «Румлево».
Разнообразие деревьев и кустарников
лесопарка «Румлево»
Происхождение вида | вид | Фото |
аборигенный вид | Дуб черешчатый (Quercus robur L.) |
![]() |
интродуцент | Конский каштан обыкновенный (Aesculus hippocastanum L.) |
![]() |
аборигенный вид | Яблоня дикая (Malus sylvestris L.) |
![]() |
аборигенный вид | Клён остролистный (Acer platanoides L.) |
![]() |
аборигенный вид | Вяз шершавый (Ulmus glabra Huds.) |
![]() |
аборигенный вид | Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.) |
![]() |
аборигенный вид | Осина обыкновенная (Populus tremula L.) |
![]() |
аборигенный вид | Липа крупнолистная (Tilia platyphyllos Scop.) |
![]() |
интродуцент | Карагана древовидная (Caragana arborescens Lam.) |
![]() |
аборигенный вид | Боярышник однопестичный (Crataegus monogina Jacq.) |
![]() |
аборигенный вид | Бересклет бородавчатый (Euonymus verrucosus Scop.) | ![]() |
интродуцент | Пузыреплодник калинолистный (Physocarpus opulifolius L.) |
![]() |
2. На карте Google территории ботанического памятника природы “Лесопарк “Румлево” обозначили места произрастания 12 аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников.
3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото и картосхему местонахождения аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников ботанического памятника природы “Лесопарк “Румлево”.
4. Занесли информацию о разнообразии деревьев и кустарников лесопарка “Румлево” в онлайн базу данных florafauna.by
Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории
(или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: сентябрь – ноябрь 2020 г., 2021 г.
Участники: VII д, е, м (90 учащихся), VIII а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м (445 учащихся), IX а, б, в, г, д, ж, з, и (185 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В., учитель биологии, Новицкая И.А., учитель биологии, Жидок С.А., учитель химии
Выполнение задания:
1. В сентябре провели наблюдения за птицами на пришкольной территории.
Видовое разнообразие птиц на пришкольной территории
Вяхирь (Columba palumbus L.) |
![]() |
Озёрная чайка (Chroicocephalus ridibundus L.) |
![]() |
Домовый воробей (Passer domesticus L.) | ![]() |
Галка (Coloeus monedula L.) |
![]() |
Дрозд-рябинник (Turdus pilaris L.) |
![]() |
Зяблик (Fringilla coelebs L.) |
![]() |
Белая трясогузка (Motacilla alba L.) |
![]() |
Полевой воробей (Passer montanus L.) |
![]() |
Ворона серая (Corvus cornix L.) |
![]() |
Голубь сизый (Columba livia G.) |
![]() |
Скворец обыкновенный (Sturnus vulgaris L.) |
![]() |
2. На карте Google пришкольной территории обозначили места наблюдения за 11 видами птицами.
3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фото птиц и картосхему мест наблюдения за птицами.
4. 3-4 октября приняли участие в национальной бердвотчинг-акции «Осенние наблюдения за птицами», проводимой общественной организацией “Ахова птушак Бацькаўшчыны” (АПБ). На территории школы учащиеся увидели: воробья домового, ворон, голубей и озёрных чаек. Наблюдения разместили через онлайн-форму на сайте АПБ.
5. Занесли информацию о разнообразии птиц в осенний период в онлайн базу данных florafauna.by.
Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: август – сентябрь 2020 г., 2021 г.
Участники: VII а, б, в, е (102 учащихся), VIII а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м (460 учащихся), IX а, б, в, г, д, ж, з, и (178 учащихся)
Ответственный: Новицкая И.А., Давыдик О.В. учителя биологии
Выполнение задания:
1. Изучили разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории.
Разнообразие насекомых на пришкольной территории
Семиточечная коровка (Coccinella septempunctata L.) |
![]() |
Колорадский жук (Leptinotarsa decemlineata Say) |
![]() |
Пчела медоносная (Аpis mellifеra L.) |
![]() |
Навозник лесной (Anoplotrupes stercorosus L.) |
![]() |
Черный садовый муравей (Lasius niger L.) |
![]() |
Кобылка обыкновенная (Aeropus sp. L.) |
![]() |
Долгоносик большой сосновый (Hylobius abietis L.) | ![]() |
Белянка капустная (Pieris brassicae L.) |
![]() |
Бронзовка золотистая (Cetonia aurata L.) |
![]() |
Шмель луговой (Bombus pratorum L.) |
![]() |
Щитник зелёный древесный (Palomena prasina L.) |
![]() |
Щитник линейчатый (Graphosoma lineatum L.) |
![]() |
Богомол обыкновенный (Mantis religiosa L.) |
![]() |
Усач мускусный (Aromia moschata L.) |
![]() |
2. На карте Google пришкольной территории обозначили места наблюдения за 14 видами наземными насекомыми.
3. Разместили в кабинете биологии и на сайте школы фотографии и картосхему мест наблюдений за насекомыми.
4. Занесли информацию о разнообразии наземных насекомых в онлайн базу данных florafauna.
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Дата выполнения: декабрь 2020 г. – февраль 2021 г., декабрь 2021 г. – февраль 2022 г.
Участники: VIII д, е, м (60 учащихся), II – IV (140 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В. и Новицкая И.А., учителя биологии, Макаревич Н.А. и Беняш А.Ч., учителя начальных классов
Выполнение задания:
1. В рамках школьной акции «Кормушка» учащиеся VIII классов изготовили кормушки и прикормки (состав: мучной клейстер, семена подсолнечника, овсяные хлопья, гречневая крупа, просо), которые разместили в начале декабря на территории школы для прикорма птиц в зимний период.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На протяжении всего холодного времени года выкладывали один раз в день на кормушку прикорм (несолёные семечки подсолнечника, сало, крошки и кусочки пшеничного хлеба, яичную скорлупу, просо).
![]() |
![]() |
![]() |
Учащиеся VIII классов организовали подкорм птиц и возле своих домов:
![]() |
![]() |
2. На территории школы на кормушках зарегистрировали 9 видов зимующих птиц.
Видовой и половой состав зимующих птиц
Отряд | Виды |
Воробьинообразные | Воробей домовой |
Воробей полевой | |
Ворона серая | |
Грач | |
Галка | |
Обыкновенная лазоревка | |
Синица большая | |
Голубеобразные | Голубь сизый |
При смене подкорма отметили изменения в видовом составе: количество воробьев и синиц увеличивалось, если в подкорме преобладали крошки и кусочки белого или ржаного хлеба; количество голубей, если подкорм составляла смесь овсяных хлопьев и проса, а снегирей привлекли плоды рябины обыкновенной, произрастающей на территории школы.
Половой состав установили для видов с выраженным половым диморфизмом, выраженным в окраске оперения. Так, среди особей вида воробей домовой отмечены и самки и самцы, которые отличаются по окраске оперения (самцы имеют грудку серого цвета с черным пятном; самки – более темную, без пятен) и были отмечены самцы снегирей обыкновенных, которые отличаются ярко окрашенной красной грудкой.
3. 9 января (11.30, t= -5, облачно, слабый снег) учащиеся VIII классов приняли участие в национальной акции «Зимние учёты птиц», проводимой общественной организацией “Ахова птушак Бацькаўшчыны” (АПБ). На территории школы учащиеся увидели: воробья домового, ворон, голубей и синиц. Наблюдения разместили через онлайн-форму на сайте АПБ.
4. Занесли информацию о разнообразии птиц в зимний период в онлайн базу данных florafauna.by.
Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории школы и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия
Дата выполнения: сентябрь 2019 г.– сентябрь 2022 г.
Участники: IX д, е (25 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В., учитель биологии
Выполнение задания:
1. Составили план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории школы.
2. План разместили в кабинете биологии.
Создать и разместить на территории школы
искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей
Дата выполнения: март- апрель 2022 г.
Участники: IX к, д (3 учащихся)
Ответственный: Давыдик О.В., Новицкая И.А., учителя биологии
Выполнение задания:
1. Учащиеся изготовили три искусственных гнездовья для птиц.
![]() |
![]() |
2. Скворечники разместили на территории лесного массива, прилегающего к школе.
Создать и разместить на территории школы убежища для беспозвоночных животных
Дата выполнения: сентябрь – ноябрь 2021 г., январь – май 2022 г.
Участники: VIII ж, з (55 учащихся), VI о (23 учащихся)
Ответственный: Новицкая И.А., учитель биологии
Выполнение задания:
1.Совместно с учащимися изготовили убежище для беспозвоночных животных.
![]() |
![]() |
![]() |
2. Разместили убежище для насекомых на территории школы.
3. На карте Google территории школы обозначили место нахождения убежища для беспозвоночных животных.
Создать и размесить на территории школы
«Клумбу для бабочек»
Дата выполнения: май 2021 г. – июнь 2022 г.
Участники: VIII д, е, м (60 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В., учитель биологии, Юхник А.П., учитель биологии, Лелевич А.Г, школьный садовник
Выполнение задания:
1. На территории школы под руководством садовника в мае-июне 2021 г. создали цветник «Клумба для бабочек» площадью 10 м2. По краям клумбы произрастает газонная трава – кормовая база для личинок (гусениц) бабочек.
![]() |
![]() |
2. Местонахождение клумбы отметили на картосхеме пришкольной территории:
3. Для привлечения бабочек высадили травянистые растения по принципу непрерывного цветения:
Вид растений | Фото | Период вегетации |
мальва лесная | ![]() |
июнь – сентябрь |
алиссум (Снежный ковер) |
![]() |
июнь – октябрь |
бархатцы королевские | ![]() |
июнь – октябрь |
хризантемы (Artist Pink) |
![]() |
июль – октябрь |
настурция майская | ![]() |
май – октябрь |
4. На клумбе отмечены насекомые:
Пчела медоносная | ![]() |
Крапивница | ![]() |
Стрекоза обыкновенная | ![]() |
Перламутровка блестящая | ![]() |
Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории школы «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых
Дата выполнения: сентябрь 2020 г.– сентябрь 2022 г.
Участники: IV-VII, IX, XI (195 учащихся)
Ответственные: Давыдик О.В. и Новицкая И.А., учителя биологии, Лелевич А.Г., школьный садовник
Выполнение задания:
1. За период с сентября 2020 г. по сентябрь 2022 г. учащиеся совместно с учителями на территории школы посадили 165 деревьев.
![]() |
![]() |
![]() |
Список видов посаженных деревьев и кустарников:
Вид растений | Количество | Цель посадки |
Туя западная Смарагд | 130 | 25 апреля 2020 года в рамках акции “Белые журавли” к 75-летию Победы на территории школы учащиеся IV-VII классов высадили туи для Аллеи Памяти. |
17 апреля 2021 г. учащиеся, родители и учителя школы приняли участие в республиканском субботнике. В рамках субботника было проведено благоустройство школьной территории путем посадки туи западной Смарагд. | ||
Рябина обыкновенная | 26 |
Учащиеся IX и XI классов в 2020 году заложили начало аллеи выпускников. Учащиеся IX классов посадили молодые деревья рябины обыкновенной, а учащиеся XI классов – клена остролистного. Традицию продолжили и выпускники 2022 года. |
Клен остролистный | 9 |
2. Создан и обозначен на картосхеме территории школы «дикий луг» площадью 25 м2 для увеличения разнообразия птиц и насекомых.
![]() |
![]() |
Посетить и собрать информацию о ближайшей к школе особо охраняемой природной территории (ООПТ)
Дата выполнения: апрель 2021 г. – май 2021 г.
Участники: VIII к, з, и (65 учащихся)
Ответственный: Давыдик О.В., учитель биологии
Выполнение задания:
1. В 2.5 км от школы находится ООПТ ботанический памятник природы местного значения “Лесопарк “Румлево”. Памятник природы и садово-паркового искусства парк «Румлево» был образован в Гродно в конце XVIII века. В 1993 году парк получил статус памятника природы. Тут встречаются многие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Беларуси. На основании статьи 37 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» Гродненский городской исполнительный комитет 24 апреля 2019 г. преобразовал памятник природы местного значения «Лесопарк «Румлево» в ботанический памятник природы местного значения «Лесопарк «Румлево» в связи с изменением его границ, режима охраны и использования.
2. На территории лесопарка “Румлево” произрастают дикорастущие растения, включенные в Красную Книгу Республики Беларусь.
Вид растения | Категория охраны | Фото |
Многоножка обыкновенная (Polypodium vulgare L.) |
IV | ![]() |
3. Картосхему (красной точкой отмечено место произрастания многоножки обыкновенной) и фото растения разместили на стенде в кабинете биологии: