РУ БЕ EN

Школа Активного Гражданина

23.02.2023

23 февраля 2023 года в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся VIII-XI классов прошёл единый день информирования «Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны).

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Бурчик Иван Петрович, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, отметил, что 23 февраля в нашей стране отмечается День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь. По традиции в этот день принято отдавать дань благодарности и уважения тем, кто мужественно сражался, защищая Отчизну, и тем, на кого в мирное время возложена нелегкая и ответственная служба по защите Родины.

Символично, что именно в этот день проходит встреча в рамках республиканского информационно-образовательного проекта ШАГ.

Сегодня в цикле мероприятий «Гордость за Беларусь» мы будем говорить об энергосистеме нашей страны и достижениях в этой области.

Важно помнить о том, что промышленную безопасность нашей страны обеспечивают в том числе военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь и транспортных войск, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел.

Поздравляем всех военнослужащих с праздником! Мы верим в силу и мощь нашей армии, верим в то, что над нашей страной всегда будет мирное небо!

Далее ведущий ознакомил учащихся с содержанием информационных блоков:

«Беларусь: энергетика настоящего и будущего»;

«Энергосбережение для всех и для каждого».

 

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Ведущий Шнипко Наталья Владимировна организовала обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Беларусь: энергетика настоящего и будущего»

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в поздравлении работников и ветеранов энергетической отрасли с профессиональным праздником – Днем энергетика отметил: «Благодаря профессионализму и добросовестной работе десятков тысяч высококлассных специалистов энергетический комплекс динамично развивается: успешно освоен мирный атом, реализуются масштабные проекты по получению энергии не только из привычных углеводородов, но и из возобновляемых источников, местных видов топлива.

По каждому направлению внедряются новейшие технологии, монтируется современное оборудование, повышается эффективность использования генерирующих мощностей, что в совокупности ставит Беларусь на одну ступень развития с ведущими экономиками мира.

… И в дальнейшем производственный и технологический потенциал позволит организациям энергосистемы успешно решать поставленные перед ними задачи, главная из которых – надежное и бесперебойное снабжение энергоресурсами всех потребителей».

Наталья Владимировна предложила учащимся обсудить следующие вопросы:

- Какими энергоресурсами располагает наша страна?

-Согласны ли вы с тем, что сегодня энергетическая система Беларуси – стабильно работающий технологический комплекс, который обеспечивает надежное и бесперебойное снабжение энергией? Аргументируйте свой ответ.

- За 25 лет энергетическая система Беларуси стала генерировать более чем в 1,6 раза больше электроэнергии. Как вы считаете, за счет чего увеличился ее потенциал?

- Как вы думаете, почему в Беларуси сделана ставка на развитие атомной энергетики?

Далее педагог предложила познакомиться с фильмом ОНТ о БелАЭС «Станция» из серии «Достояние республики» или видеороликом «Как работа БелАЭС отразится на жизни каждого белоруса?» и инфографикой «Зачем Беларуси АЭС», «Безопасность АЭС».

- Согласны ли вы с утверждением, что введение в эксплуатацию атомной электростанции – мощный импульс для высокотехнологичного инновационного развития экономики? Если да, аргументируйте свой ответ.

- Специалисты каких профессий работают на БелАЭС? Какие учебные заведения их готовят?

- Назовите возобновляемые источники энергии, используемые в нашей стране.

В развитие разговора был организован просмотр фрагментов видеороликов: «Витебская ГЭС», «Ветропарк РУП Гродноэнерго», «Как электроэнергию от солнечных батарей используют в Беларуси?».

- Назовите, какой вид топлива используется на электростанциях Беларуси.

В развитие разговора организуется просмотр фрагмента видеоролика «Черное золото Беларуси: как добывают и где применяют торф?» (с 35:14 по 40:13) или «Топливо, сырье для косметики и даже лекарство – торфяная отрасль в Беларуси».

- Какие возобновляемые источники энергия, на ваш взгляд, являются перспективными для использования на территории Беларуси?

- Как влияет современная энергосистема на экологическую ситуацию в стране? Аргументируйте ответ.

- В Минске 11-14 октября 2022 года прошел XXVI Белорусский энергетический и экологический форум. Как вы думаете, какова цель таких форумов?

- Какие профессии связаны с энергетической отраслью? Какие учреждения образования готовят специалистов для данной отрасли?

 

Блок «Энергосбережение для всех и для каждого»

Директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий отметил: «Создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями – приоритет энергетической политики Беларуси. Эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов – одна из важнейших задач по повышению энергетической безопасности, стоящей перед всеми секторами национальной экономики».

Наталья Владимировна предложила учащимся обсудить следующие вопросы:

- Как вы думаете, почему сегодня как никогда становится актуальным призыв Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Бережливость, рачительность, аккуратность и экономия должны стать образом жизни белорусов»?

- Приведите примеры нерационального, на ваш взгляд, расходования энергии.

- Согласны ли вы с фразой: «Эффективное использование энергии – ключ к успешному решению экологической проблемы»? Аргументируйте свой ответ.

- Какие энергосберегающие мероприятия осуществляются в нашей стране? Какие еще меры по энергосбережению вы считаете необходимыми?

- Как, на ваш взгляд, можно сделать свой дом энергоэффективным?

В развитие разговора была организована  работа с листовками по энергосбережению и экологии «Сделай свой дом».

- Согласны ли вы с утверждением: энергосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас? Аргументируйте ответ.

- Как вы думаете, какие школьные (республиканские) проекты могут быть полезны в решении проблем энергосбережения? Обоснуйте свой ответ.

- Если кто-либо из вас принимал участие в республиканской информационно-образовательной акции «Беларусь – энергоэффективная страна», которая проходила с 8 по 11 ноября 2022 года под девизом «В едином движении к лучшему!», или в республиканском молодежном инновационном проекте «100 идей для Беларуси» в номинации «Энергетика, в том числе атомная энергетика, и энергоэффективность», поделитесь своими впечатлениями.

В марте 2022 года проходили мероприятия ШАГа по теме: «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды), где вам было предложено поддержать акцию «Час Земли-2022». Если вы принимали участие в этой акции, расскажите о своей деятельности.

Поделитесь своими личными достижениями в проектной, исследовательской и другой деятельности по энергосбережению.

Предложите слоган об отношении человека к энергосбережению, актуальный для нашего времени.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» Шнипко Наталья Владимировна подвела итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества.

Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Кроме того, современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Эффективное использование энергии – ключ к успешному решению экологической проблемы.

Самый простой способ уменьшить загрязнение окружающей среды – беречь энергию, то есть, другими словами, расходовать энергию более разумно.

Именно от нас с вами зависит, каким мир будет завтра. Подумайте, какой вклад может внести каждый из вас в решение данной проблемы.

Фотогалерея: